sovainfo.ru

Самарские ученые разработали новые VR-симуляторы для подготовки студентов-медиков

В Самаре разработали четыре новых симулятора на основе виртуальной реальности для подготовки специалистов-медиков. 

Всего в профильном вузе создано тринадцать VR-тренажеров для отработки в искусственно созданном пространстве различных сценариев, с которыми врачи сталкиваются в реальности - от вспомогательной вентиляции легких до экстренной помощи ребенку.

Как говорит профессор, заведующий кафедрой анестезиологии, реаниматологии и скорой медицинской помощи Института профессионального образования СамГМУ Инна Труханова, молодому специалисту необходимо овладеть массой навыков, чтобы в критической ситуации оказать помощь и спасти человеку жизнь. Не всегда эта навыки можно приобрести в реальности, и тогда на помощь приходит реальность виртуальная.

Отличительной особенностью тренажеров является их высокая степень реалистичности. Надевая VR-очки, студент или врач оказывается в конкретной ситуации, видит «живого» пациента, контролирует его жизненные показатели, беседует с человеком. Манипуляторы, находящиеся в руках, позволяют взаимодействовать с предметами и совершать определенные действия. Если "ученик" в процессе оказания помощи сделает ошибку, то программа на нее указывает.

VR-симуляторы, по словам профессора Трухановой, позволяют отрабатывать профессиональные навыки без вреда для реальных пациентов, развивают клиническое мышление, повышают качество обучения за счет вовлеченности и наглядности. Главное - многократные повторения фиксируют последовательность действий на уровне мышечной памяти и в экстренной ситуации позволяют действовать "более осознанно и без ошибок".

При стрессе врач автоматически будет воспроизводить то, что уже неоднократно отрабатывал, уверяют специалисты. Кроме того, повышается скорость принятия решения в реальной практике.

- Чем хорош тренажер? У него есть обучающий момент, когда студент или врач выполняет команды виртуального помощника. И есть проверочный этап: все шаги необходимо выполнить за определенное время, но без "подсказок", - поясняет Труханова.

Умные технологии уже "учат" сердечно-легочной реанимации, помогают проводить трахеостомию и оказывать помощь при анафилактическом шоке, бронхиальной астме, остром ларингите и других диагнозах. К примеру, симулятор "Регистрация и интерпретация электрокардиограммы" предполагает отработку сразу 17 клинических случаев - от трепетания предсердий до суправентрикулярной тахикардии.

Первый тренажер - его тестирование началось три года назад - предназначался для изучения расположения оборудования в машине скорой помощи и обучения навыкам проведения неинвазивной вентиляции легких. До последнего времени эту непростую процедуру выполняли только специализированные анестезиолого-реанимационные бригады. Сейчас такую помощь должна оказывать каждая бригада "скорой".

Чтобы овладеть навыками вспомогательной вентиляции легких, достаточно пяти тренировок в виртуальной реальности, отмечает главный врач Самарской областной станции скорой медицинской помощи Раймонд Чернуха. Аппаратно-программный комплекс помогает врачам и фельдшерам понять, при каких показаниях нужно применять маску неинвазивной вентиляции легких, каков алгоритм действий. 

Тренинги прошел весь персонал скорой помощи региона.

- Мы получили хороший результат в плане того, что наши сотрудники начали пользоваться этой методикой. А количество спасенных жизней кратно увеличилось, - констатирует Чернуха.

VR-симуляторы, разработанные с учетом современных стандартов, востребованы в профильных вузах и колледжах. Эксперты уверяют, что разработки ведутся по разным направлениям медицины. Одно из них связано с диагнозом "острый коронарный синдром". Этот кейс, по словам Инны Трухановой, будет полезен и студентам, и кардиологам-практикам.



поделиться: