sovainfo.ru

Самарские ученые придумали, как из шума получать электричество

Ученые Самарского университета разработали устройство для утилизации шума энергетических установок и получения из него дополнительной электроэнергии. Такие микроэлектростанции можно будет устанавливать в выхлопных системах двигательных установок локомотивов, морских судов или поршневых компрессоров. 


Шумоутилизатор создали на кафедре теплотехники Самарского университета. Как рассказал старший преподаватель кафедры Артём Шиманов, основная задача изобретения - использовать энергию звуковых волн, которые распространяются в выхлопных системах различных энергетических установок - двигателей и компрессоров. 

Артём Шиманов пояснил:

- Обычно для глушения шума в выхлопных системах используются различные методы поглощения энергии. Мы же предлагаем эту энергию утилизировать, использовать ее, тем самым мы одновременно уменьшаем уровень шума выхлопной системы и получаем из утилизируемых звуков дополнительную электрическую энергию, пусть и небольшую, но все же.

Сейчас ученые проводят исследования на экспериментальной установке. Прототип представляет собой волновод - полипропиленовую трубу длиной около трех метров, внутри которой находится пульсационная турбина с электрогенератором. К одному из концов трубы присоединен источник шума - сабвуфер мощностью порядка 80 Вт от обычной бытовой акустической системы. Внутри трубы также размещены различные датчики. Поступающие в трубу звуковые колебания раскручивают турбину. Ученые измеряют давление в различных точках волновода. Задача - найти оптимальную точку с наибольшей степенью утилизации звука и выработки электроэнергии. 

Как показали первые эксперименты, звук мощностью примерно 20 Вт раскручивает турбину до 13 тысяч оборотов в минуту, что дает около 2 Вт электроэнергии. 

Ученые уверены, что их разработка не только сделает в перспективе двигатели менее шумными и более безопасными для здоровья людей, но и уменьшит нагрузку на выхлопную систему двигателя, ведь в результате утилизации шума общая нагрузка на выхлопную систему двигателя снижается.

Исследования завершат в следующем году, после чего изготовят образец установки с волноводом из металла. Еще предстоят испытания шумоутилизатора на практике. 


поделиться: