Как рассказал начальник службы Вячеслав Юртаев, одним из действенных методов контроля за ввозом и оборотом товаров является применение специальных мобильных комплексов. Они оснащены всем необходимым оборудованием, для того чтобы провести таможенный досмотр, в том числе специальными системами досмотра "СПРУТ", которые позволяют провести не только поверхностное исследование транспорта, но и посмотреть, что находится, например, в глубине кузова машины.
Кроме того, во исполнение распоряжения Федеральной таможенной службы с конца марта на мобильные комплексы нанесены опознавательные цветографические схемы, в них были установлены мигалки, сирены и громкоговорители. Как отмечают специалисты Самарской таможни, это гораздо облегчило работу. Теперь водители большегрузов могут опознать их издалека и при необходимости сразу остановиться.
Таможенники, работающие на мобильных комплексах, патрулируют федеральные автодороги и находятся в плотном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.
Инспектор отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Самарской таможни Максим Медведев рассказал:
- В первую очередь мы отрабатываем какие-либо ориентировки, переданные нам. Также осматриваем грузовые автомобили, вызывающие определенные подозрения. После остановки производится документальный контроль, а затем непосредственно осмотр. "СПРУТ" позволяет нам рассмотреть упаковку и маркировку товара. Если они не соответствуют тем, что заявлены в документах, то делаются определенные выводы.
Большегрузы, в результате осмотра которых были выявлены нарушения, отправляются в зону таможенного контроля. Здесь проводится уже полное их исследование на предмет возможных нарушений законодательства. Вячеслав Юртаев отметил:
- Один из первых признаков контрафактности - низкое качество продукции, на которой размещены товарные знаки либо обозначение, сходное с ним до степени смешения, способ и качество упаковки товаров. В случае выявления таких товаров мы обращаемся к правообладателям, и если они подтверждают, что продукция не оригинальная, то принимаются меры в соответствии с КоАП России либо в соответствии с УПК РФ.
После выяснения всех обстоятельств к нарушителям применяются соответствующие санкции. Изъятый товар не подлежит введению в гражданский оборот и уничтожается.
По статистике, которую приводят работники Самарской таможни, за прошлый год нарушения выявлялись практически в каждом 10-м остановленном транспортном средстве. Всего же сотрудниками мобильных групп таможни проведена проверка порядка 13 тысяч большегрузов.
Всего за 2020 год Самарской таможней было возбуждено 325 дел об административных правонарушениях и 6 уголовных дел. А по информации, переданной в государственные и правоохранительные органы - еще 33 административных и 24 уголовных.