Создатель туристической компании Денис Крейцберг, основавший самую быстроразвивающуюся в стране онлайн-платформу по продаже речных круизов, поделился:
- Когда пришла пандемия, туристический бизнес практически лег. Продажи были полностью остановлены. В мае-июне 2020 года речным пассажирским судам не разрешали выходить в рейс. Клиенты звонили, хотели вернуть свои деньги. Работать с людьми в этот период было непросто. Рассказывали им, когда они получат свои деньги или смогут перебронировать круизы. Все сотрудники работали два месяца на удаленке. У нас вся система облачная в интернет-магазине, поэтому нам пришлось раздать людям ноутбуки и перезапустить всю сетку. Когда внутренний туризм открыли к июлю 2020 года, у нас был мощный всплеск. И сегодня нам удалось вернуться к докризисным показателям. Откат к локдауну пугает не меньше, чем коронавирус. Поэтому я и сам привился, и своим примером убедил сделать это сотрудников. Тут двойной смысл: так мы и себя обезопасили от тяжёлых последствий заболевания, и помогли региону стать чуть ближе к коллективному иммунитету. Самарский бизнес должен быть здоровым, чтобы оставаться на плаву. В прямом и переносном смысле.
Основатель и директор пансионата для пожилых и нуждающихся в уходе Ольга Кондрашова заметила, что они только сейчас потихоньку все навёрстывают и выходят на прежний свой уровень.
- У нас были трудности поначалу, какое-то время мы не принимали новых пациентов. 2020 год был для нас очень тяжелым. На добровольной основе наши сотрудники, как и в государственных пансионатах, работали вахтовым методом. На смену человек заступал только при наличии ПЦР-теста. Мы всё обрабатывали, закупили циркуляторы. Конечно, это было затратно, но это помогло нам не допустить вспышки заболевания. Когда стало понятно, что коронавирус - реальность и нам с ним жить, весь персонал вакцинировался от него. Многие постояльцы просят сделать им прививку. Как только возникает такая потребность, к нам приезжают медики из городской поликлиники. Мы не знаем, чего ждать от нового локдауна, но прошлогоднего повторения не хотим точно.
Предпринимателю Игорю Брусянцеву пришлось буквально поменять сам бизнес:
- Когда началась пандемия, мы купили оборудование для производства ореховой пасты, чтобы хотя бы как-то существовать, потому что другой мой бизнес оказался невостребованным. Организовать работу нам помогли в региональном Минэкономразвития, очень помог бизнес-акселератор. Не хочу вспоминать локдаун и то, как пришлось выживать. Поэтому решил и сам привиться, и своих сотрудников привил. Мне так спокойнее: все что мог, я сделал. Теперь дело за другими - теми, кто так же, как я, не хочет возвращения к тяжёлым ограничительным временам.