Минтранс параллельно с государственной корпорацией развития России подготовил предложения по разработке федерального проекта по развитию пассажирского транспорта. Как пишет "Коммерсант", сейчас в городах, где подвижной состав требует замены, приоритет отдают экологически чистому транспорту на газу.
В рамках реализации проекта планируется оптимизировать маршрутную сеть и перейти к контрактам с оплатой перевозчику за работу и введение безналичной оплаты проезда.
В документе указывают предварительные расчеты по рынку 100 городов страны, кроме Санкт-Петербурга и Москвы. Один пассажир совершает около 200 поездок в год при примерном тарифе в 20 рублей. Средний экономически обоснованный тариф составляет 35-37 рублей, а размер существующей региональной субсидии оценивается в 5 рублей на поездку.
Для реализации программы необходимо порядка 300 млрд рублей - на замену 55 тысяч автобусов всех классов. В документах указано, что для оценки работы транспорта в различных городах и его возрастной структуры уйдет не менее полугода.
Минтранс на федеральном уровне предлагает организовать базовые стандарты оказания услуг, они должны точно определить:
- состояние транспорта;
- минимальную доступность до мест проживания граждан;
- периодичность оказания услуги;
- экологические нормы;
- загрузку в пиковые часы;
- наличие средств контроля местоположения транспорта и учета пассажиропотока;
- возможность безналичной оплаты проезда.
Регионы же смогут установить свои стандарты не ниже базовых. Также будет сформирована единая система и база данных для принятия решений по установлению тарифов и господдержке.
Муниципальным и региональным властям предлагается оказать помощь автобусным перевозчикам, их будут выбирать на 7-10 лет – по сроку полезного использования транспорта. Прямая господдержка государственных и муниципальных унитарных предприятий прекращается - они участвуют в конкурсе на общих основаниях.
Регион может либо возмещать перевозчику те расходы, которые не покрываются установленным тарифом, либо оплачивать только транспортную работу.
Проект Минтранса конкурирует с обсуждаемой в правительстве идеей государственной корпорации России (ВЭБ.РФ), которая с Минфином разрабатывает программу комплексного развития городского транспорта.
В перечне кандидатов - 25 городов, все они есть и в проекте Минтранса: Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Набережные Челны, Кемерово, Новокузнецк, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Пермь, Ростов-на-Дону, Самара, Саратов, Тверь, Тула, Ульяновск, Уфа, Чебоксары, Челябинск, Магнитогорск, Ярославль.
Существует ли какая-то координация между двумя параллельными инициативами, в ВЭБ.РФ и Минтрансе не поясняют. "Коммерсант" отмечает, что госкорпорация уже работает более чем с 40 регионами по разработке комплексных программ по замене пассажирского транспорта.
Так, в Твери создан единый оператор пассажирских перевозок, внедрены брутто-контракты и обновлен парк. Госкорпорация профинансировала поставку в лизинг 438 автобусов на 3,03 млрд рублей. В программе Минтранса для данного города необходимое число автобусов всех видов оценивается в 468 штук.
Как Минтранс, так и ВЭБ.РФ оценивают реализацию своих программ в сотни миллиардов рублей. При этом у Минтранса есть 20 млрд рублей, заложенных на 2020-2024 годы в федеральный проект "Общесистемные меры развития дорожного хозяйства" нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", инициированного Владимиром Путиным.
Эти деньги помогут обновить пассажирский транспорт не менее чем в 20 городах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Известно, что проект Минтранса поступал в Минпромторг в конце октября 2019 года и сейчас он согласован.
Фото: pixabay.com
