О влиянии санкций можно спорить долго, но кажется, что сильнее всего они затронули технический сектор. С 2022 года в магазинах электроники ситуация менялась волнами: от резкого сокращения выбора до вновь появившихся знакомых брендов. Полки стали наполняться, как только в полную силу заработал параллельный импорт. Так в чем же особенности такой техники и стоит ли стремиться к покупке именитых брендов, ввезенных таким образом? Все эти вопросы мы задали консультанту местных магазинов электроники Екатерине.
"Если раньше магазин продавал около 80 миллионов товаров в год, то теперь 40"
- Как изменилась ситуация на рынке электроники после введения параллельного импорта?
- Люди продолжают покупать технику, но объем снизился. Если раньше магазин продавал около 80 млн товаров в год, то теперь 40-50 млн. Это связано с общей ситуацией.
- Продажи товаров упали вдвое. И за новинками больше нет очередей?
- Когда я работала на одного из популярных производителей и стартовали продажи новой модели смартфона, руководство попросило нас фотографировать очереди, считая, что спрос будет высоким. Однако на деле оказалось, что за весь период было продано всего несколько устройств. В отличие от прошлых лет, когда с выходом новых моделей гаджетов люди стремились получить их как можно быстрее, сейчас такая активность отсутствует.
"Гаджеты составляют наибольшую долю параллельных поставок"
- Какие категории товаров чаще всего попадают под параллельный импорт?
- Востребованы смартфоны, телевизоры и игровые консоли. Гаджеты составляют наибольшую долю параллельных поставок, потребители предпочитают проверенные бренды.
- Какие основные риски связаны с покупкой техники через параллельный импорт?
- Отказ в сервисном обслуживании - это проблема, с которой сталкиваются некоторые устройства. Например, телефоны, обладающие официальной гарантией, могут быть отремонтированы. Но, допустим, вы приобрели стиральную машину, ввезенную по параллельному импорту. Она ломается через полгода, и вы позвоните в официальный сервисный центр. Но там могут сообщить, что эти модели не обслуживаются.
- С какими проблемами сталкиваются покупатели, когда приобретают технику таким образом?
- Люди сталкиваются с проблемами при попытках починить технику. Сервисные центры отказывают, а магазины бессильны. Один случай иллюстрирует ситуацию: мужчина купил стиральную машину три года назад, она сломалась. Он потратил 30 тысяч рублей на ремонт, но проблему устранить не удалось. Причина - нехватка запчастей. Даже в рамках официальной гарантии центры редко берутся за починку, предпочитая выдавать акты непригодности, которые позволяют произвести возврат товара. Если техника ввезена по параллельному импорту, зачастую обслуживание становится невозможным.
- Как долго сохраняется поддержка программного обеспечения на устройствах, ввезенных по параллельному импорту?
- По части программного обеспечения все довольно просто: обновления продолжают выходить, и пользователи могут устанавливать свежие версии операционной системы. Интерфейс останется прежним - меню, экраны, иконки будут на месте. Однако доступ к некоторым функциям будет закрыт.
- Насколько велика вероятность столкнуться с техническими ограничениями?
- С региональными блокировками особых проблем не возникает, кроме известных фактов. Например, некоторые приложения постепенно удаляются из магазинов.
- Какие есть способы проверки подлинности устройства перед покупкой?
- Это можно сделать, используя доступные в интернете инструменты, такие как проверка шильдика или серийного номера на сайте производителя. Также можно связаться с сервисным центром, чтобы узнать, поступало ли данное устройство в продажу. Отдельно стоит упомянуть ситуацию с популярными американскими смартфонами: многие устройства прибывают уже вскрытыми. Это объясняется проверкой на таможне.
- Можно ли доверять продавцам, которые советуют такую технику?
- Да, если они дают гарантию.
- Есть ли возможность вернуть товар, приобретенный через параллельный импорт, если он оказался бракованным?
- Покупатель вправе вернуть товар. Если вы купили стиральную машину, и она сломалась в течение первого года, магазин обязан ее починить. Если ремонт невозможен - вернут деньги. Возврат возможен и в случае обнаружения брака сразу после покупки. Если ваш новый смартфон разбит, магазин примет его обратно. Если дефект неявный, не работает часть сенсора, вас направят на проверку качества. Если товар бракован - вернут деньги. Процедура в крупных магазинах проходит проще. Если же вы купили товар на "островке" торгового центра, процесс может затянуться. Однако право на возврат сохраняется. Законодательство предусматривает на это 14-дневный срок.
- Какие юридические аспекты стоит учитывать при приобретении техники через так называемый серый импорт?
- Покупка товаров у неофициальных продавцов несет риски. Нельзя вернуть устройство, если оно не понравилось.
"Китайские производители начали активно продвигать премиальную технику"
- Какие существуют альтернативы параллельному импорту для приобретения качественной техники?
- Сейчас на рынке много брендов. Китайские компании стали активно занимать ниши. Один из производителей пытался адаптироваться под российский рынок, хотя изначально был ориентирован на Индию, предлагал большие характеристики, но с некоторыми нюансами. Китайские производители начали активно продвигать премиальную технику. Раньше, чтобы приобрести стиральную машину, приходилось обращаться к дорогостоящим брендам. Сейчас предлагаются альтернативы за меньшие деньги. Также на поверхность вышли бренды, которые были в тени. То же касается и техники, производимой под европейскими марками. Для покупателей существует множество альтернатив. При этом качество остается высоким.
- Какой ваш прогноз относительно будущего параллельного импорта в России?
- Ситуация на рынке меняется. Поставки многих брендов временно приостановлены, и это создает определенные трудности для покупателей. Телефоны остаются одной из немногих категорий, где спрос продолжает существовать, и параллельный импорт в этом сегменте будет продолжаться. В бытовой технике ситуация другая. Люди менее избирательны, так как они не используют ее так часто и не привязываются к брендам, как в случае со смартфонами. Здесь больше внимания уделяется дизайну и функционалу. Поэтому спрос на известные бренды снижается с каждым днем.