По его словам, многие мошеннические кол-центры находятся не в России. Чаще всего - на территории Западной Украины, а также Польши, Германии и Великобритании. Именно из-за этого сложно выявить злоумышленников.
Как пояснил Соловьёв, процесс их работы строится на подмене номеров. Сервис генерирует любые цифры, в том числе приёмных и горячих линий российских контрольных, правоохранительных и надзорных органов.
Юрист заявил:
- Это вводит в заблуждение граждан, а при попытке перезвонить по данному номеру происходит сбой связи. Мошенники строят разговор с потенциальными жертвами по определённым сценариям. Они разработаны с помощью специалистов и психологов, прошли апробацию и адаптированы к менталитету и особенностям мировосприятия граждан.
Зачастую, по словам специалиста, мошенники теряются и не знают, как довести разговор до конца, если потенциальная жертва начинает вести себя не по сценарию.
Юрист также объяснил, что ещё наиболее распространены другие виды телефонного мошенничества - ситуационное, традиционное и высокотехнологичное. Он пояснил:
- Ситуационное телефонное мошенничество связано с происходящими в обществе событиями, явлениями и тенденциями. Например, обман при реализации ушедших из России брендов одежды, электроники и мебели, мошеннические схемы, связанные с частичной мобилизацией, мошенничество в праздничные дни, сбор средств на оказание помощи беженцам и иным нуждающимся людям.
Однако телефонное мошенничество, по его мнению, - самый устоявшийся и наиболее эффективный способ обмана. Эксперт перечислил варианты:
- Подозрительная активность на банковском счёте, инвестирование и выгодные вложения в высокодоходные ценные бумаги, получение различных призов и бонусов, взятие зеркального кредита, чтобы злоумышленники не оформили другой кредит на жертву, звонки от "правоохранителей", сотрудников безопасности банков и ЦБ, беда с родственниками, смена телефонного номера на портале "Госуслуги" или в банковском профиле.
При этом в традиционные способы постоянно добавляются нюансы, которые учитывают усилия специалистов и государства по противодействию этим преступлениям. А высокотехнологичное телефонное мошенничество объясняется развитием технологий и сервисов мобильной связи.
Иван Соловьев прокомментировал:
- Сегодня мошенники могут смоделировать разговор по мессенджеру с хорошо знакомым жертве человеком, направить смс с просьбой перезвонить по указанному номеру, при этом после соединения долго никто не отвечает, а в это время со счёта телефона списываются все деньги и образуется солидная задолженность. С помощью смс и ссылок в телефон запускается вирус, который списывает средства со счёта, под предлогом подключения новой удобной услуги абоненту якобы от сотовой компании направляется код, после ввода которого также происходит списание денежных средств.
Чтобы обезопасить себя, юрист рекомендует не отвечать незнакомые номера. Он сообщил:
- У каждого из нас есть свой круг общения, его лучше и придерживаться. Если это невозможно, то при первых признаках мошенничества прерывать разговор. Следовать правилам разумной осторожности: никому не сообщать свою личную финансовую информацию.
Кроме того, добавил эксперт, мошенники зачастую выстраивают для жертвы иллюзию ограниченного выбора. Например, указывают на временные рамки. Юрист заключил:
- Если человека пугает поступающая информация или он испытывает дискомфорт от неё, нужно прервать разговор, взять паузу, успокоиться и проанализировать всё происходящее, подумать над ситуацией и попросить помощи со стороны.
Ранее россиянам рассказали, что делать, если на них оформили кредит.