sovainfo.ru

Мамы преувеличивают успехи детей?: самарские родители и учителя раскрыли плюсы и минусы семейного образования

Журналист sovainfo.ru поговорил со всеми участниками процесса, чтобы узнать подводные камни учебы на дому.

Мамы преувеличивают успехи детей?: самарские родители и учителя раскрыли плюсы и минусы семейного образования Фото: Андрей Савельев

В чем суть семейного образования?

При этой форме обучения ответственность за образование ребенка полностью перекладывается на плечи родителей. Оно даёт относительно больше свободы. Дети прикреплены к школе лишь на период сдачи аттестаций. Обязательна только ГИА, состоящая из двух этапов:

- основной государственный экзамен (ОГЭ) после 9-го класса;
- единый государственный экзамен (ЕГЭ) после 11-го класса.

Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно пройти промежуточную аттестацию за 9-й класс. Для участия в ЕГЭ необходимы результаты еще за 10-й и 11-й классы.

Родитель может самостоятельно обучать своего ребенка дома с помощью репетиторов или семейных школ, и никто не вправе требовать отчетность или проведение аттестаций вплоть до девятого класса. Однако сдавать их при желании можно, например чтобы убедиться, что ребенок успевает по школьной программе.

Есть и другой подход: обучать чадо дома до девятого класса, затем сдать аттестацию за восьмой, поступить в школу. Такой вариант соответствует закону "Об образовании", который позволяет комбинировать различные формы.

Таким образом, человек волен выбирать наиболее удобную для его семьи форму обучения, меняя её по мере необходимости. Если возникает недопонимание со стороны школьных администраций, можно ссылаться на соответствующие статьи Федерального закона № 273 "Об образовании", который служит главным аргументом в подобных ситуациях.

Также важно отметить, что с 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения организации образовательного процесса, позволяющие засчитывать результаты промежуточных аттестаций.

Что говорят родители?

Чтобы разобраться в вопросе, журналист sovainfo.ru поговорил с двумя мамами, которые решились перевести своих детей на семейное обучение, но передают знания разными способами. Так, сын Елены занимается с частными преподавателями, а Анастасия пришла к тому, что ее дочка осваивает всю программу самостоятельно.

Елену не устроила подготовка к школе в гимназии, где занимался мальчик. По ее словам, за полгода Егор так и не научился хорошо читать и считать, хотя перед этим неплохую базу ему уже заложила бабушка. Сначала они наняли репетиторов, а потом в модельной школе, куда ходит ребенок, посоветовали клуб допобразования. Семью устроило качество получения знаний там, и спустя год мальчик окончил первый класс экстерном.

- Идея этой школы - создать образовательное пространство, ориентированное на семейное обучение. Руководство предлагает разные методики и подходы, но главные из них - теория решения изобретательских задач и использование мнемоники. Индивидуальный подход способствует глубокому пониманию материала и развитию интереса к обучению, - говорит Елена.

По словам мамы, у ребенка стараются развить самостоятельность. Материал не объясняют, а дают малышу самому разобраться. Преподаватель лишь отвечает на вопросы учеников, чтобы они запомнили и поняли все сами.

- Методика действительно требует от мозга дополнительной работы, ведь преподаватель стимулирует ребёнка к самостоятельному мышлению и поиску решений. Когда ученик сталкивается с трудностью и не может справиться, учитель приходит на помощь, разъясняя материал. Этот подход, хоть и кажется более трудоёмким, приносит ощутимые плоды: ребёнок не просто механически запоминает информацию, а глубоко её понимает и запоминает надолго. Результаты впечатляют: первый класс был завершен почти на "отлично" за несколько месяцев, что свидетельствует о высокой эффективности метода. Теперь мы планируем закрыть второй до конца года. В год думаем сдавать аттестацию за два класса. И это при условии, что мы не занимаемся каждый день. В среднем ходим два раза в неделю, ну и перед экзаменами я могу его активнее "погонять" дома, - рассказывает мама Егора.

Елене откликнулись и ценности, которые транслируют выбранные педагоги - воспитание, как в СССР - с уважением ко взрослым. В самом образовательном центре отмечают, что воспитанники заканчивают школу в возрасте 13-15 лет, участвуют в разных интеллектуальных шоу и готовятся стать изобретателями.

Дети там сдают аттестацию в одной школе. Их родители отмечают попытки "завалить" ребят. 

Многодетная мать Анастасия перевела своего ребенка на семейное обучение также с целью повысить грамотность дочки.

- Во втором классе нас не устраивало качество обучения в школе. По математике и русскому языку приходилось сидеть вечерами, объяснять ей материал. Я просто устала от этого, задумалась: а почему бы не учиться дома, - рассказывает Анастасия.

Еще с первым ребенком женщина узнавала информацию, а с дочкой все-таки решилась и нашла общество родителей, чьи дети на семейном обучении. Они небольшой группой договаривались с педагогами и отдельно оплачивали уроки три раза в неделю.

Посмотрев на сестренку, в систему семейного образования ушел и старший сын Анастасии. Так он проучился 2 года и вернулся в школу, потому что там мальчику нравилось куда больше. Однако занимается он дистанционно по учебникам.

- В пятом классе мы решили воспользоваться платформами. Сейчас существует множество вариантов и инструментов для обучения, - говорит многодетная мама.

А дочка Анастасии учится удаленно и по советской программе. Числится она в одной из школ Санкт-Петербурга и сдает все экзамены онлайн.

- Когда мы учились, процесс был другим. У современных детей программа упрощённая. Дочке нравится, она осваивает материал через интернет. У неё блочная программа, то есть она сразу проходит целиком один предмет. Например, в сентябре освоила всю математику за шестой класс. Это интересно, методика позволяет глубже изучить предмет. Всё объясняется доступно, и сам процесс становится увлекательным, - уточняет Анастасия.

Девочка почти закончила шестой класс, пока идет по годам, без опережения, но планирует ускориться, чтобы к девятому классу полностью закрыть программу и готовиться к ОГЭ.

- Если дочка вдруг чувствует, что не готова к уроку или что-то не поняла, она начинает переживать из-за возможной реакции учителя. Дома ей гораздо спокойнее заниматься. Плюс она творческий человек. Например, по биологии в тетрадке у неё много рисунков, а математику она тоже оформляет по-своему, креативно и с интересом. У неё нет строгих требований к записям, что позволяет ей выражать себя и получать удовольствие от учебы.

Сейчас девочка учится самостоятельно, примерно три раза в неделю, с 10:00 до 13:00, отдельно она ходит на занятия по английскому языку, в театральный клуб и на вязание, где общается с ровесниками, поэтому о социализации ребенка женщина не переживает.

- С моральной точки зрения, когда ребенок растет в дружелюбной и поддерживающей среде, у него формируется стойкость и внутренний стержень. Если ребенок находится дома, он получает возможность общаться с теми, с кем ему комфортно и интересно. Это создает основу для уверенности в себе. Когда придет время учиться, такой внутренний стержень уже будет у него заложен в семье. Это лучше, чем оказаться в ситуации, когда тебя "кидают" в напряженную обстановку, где нужно постоянно с кем-то находить общий язык и справляться с агрессией. Обсуждения и поддержка в семье действительно помогают формировать сильную личность.

Мамы признаются, что адаптация в системе семейного обучения занимает весь первый год. Ребенок может лениться, его приходится заставлять заниматься, но по мере взросления приходит самостоятельность.

А что думают учителя?

Также журналист sovainfo.ru обратился за комментарием к школьному учителю Эвелине и Рашиду Хамзовичу - тренеру того самого учреждения допобразования. Их мнения разделились.

Рашид Хамзович встретил журналиста в своем образовательном центре. Внутри скромный интерьер и большое количество школьных пособий. Мужчина преподает по технологии ТРИЗ, по образованию он учитель физики и имеет опыт работы инженером на заводе. Программа семейного образования для него - способ достижения цели по воспитанию изобретателей.

С теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) Рашид Хамзович познакомился на заводе в 1983 году. На предприятии открыли курсы, чтобы обучать инженеров изобретательству. Сотрудников познакомили с техникой Альтшуллера. В основе лежит решение открытых задач через понятие противоречия и его разрешения. ТРИЗ предлагает методы и подходы, которые позволяют мобилизовать скрытые возможности и перейти от простого устранения противоречий к их превращению в новые идеи и решения.

Для бывалых инженеров все звучало слишком просто, поэтому в возможность реально изобретать что-либо после курсов никто не верил. Мужчины ходили на занятия, чтобы прогулять работу, и не слишком внимательно слушали преподавателя, а когда настал момент создать инновацию, по новой методике это заняло буквально 15 минут.

- Первым изобретением было оборудование для автомобильного завода, где мы занимались генераторами и стартерами. Там возникла проблема - проворот катушки индуктивности внутри ротора. Мы разработали автомат, который был ограничителем скорости. Он делал так, чтобы ротор не раскручивался при любых оборотах двигателя. Все заводы приняли наше изобретение, но, к сожалению, реализовать его не удалось - Советский Союз рухнул, и всем это стало не нужно.

После такого успеха отдельные участники клуба загорелись и начали открывать все новые "кружки" на базах других заводов. Правда, лучше всего получалось учить не бывалых инженеров, а малышей. Так, Рашид Хамзович разработал свою стратегию - не переучивать специалистов, а вырастить изобретателей буквально с пеленок.

- Мы поняли, что начинать нужно с самого рождения. Тогда как раз стала популярной система Гленна Домана. Ребёнок уже в пять дней видит карточки, а в 11-12 месяцев начинает читать.

Эта и другие системы стали основой обучения первых малышей Рашида Хамзовича. Ребята начали осваивать школьную программу экстерном и вместо школы оставались на семейном обучении.

Мужчина ругает школьное образование и немного резко высказывается даже относительно необходимости социализации своих учеников.

А учительница одной из городских школ Эвелина в разговоре с sovainfo.ru рассказала:

- Я отношусь к "семейникам" нормально. Раз родители решили так учить детей, значит, они уверены, что знают, как их детям будет лучше. Единственная проблема: такие ребята действительно не слишком социализированы. Исключение - малыши, которых отправили на домашнее обучение по состоянию здоровья. А по поводу экзаменов, школе невыгодно "заваливать", если честно. Просто иногда родители преувеличивают успехи детей. Если репетиторы или своя подготовка достаточная, то на выходе мы получаем ребенка с плюс-минус такими же знаниями, как и у детей, прошедших обычную школу.


поделиться:

Новости