Поведение дам, которое в прошлом веке считалось нормой, мягко говоря, шокируют современное поколение.
Выставка "20/20: Женский вопрос" (16 +) открылась в самарском "Горький Центре" 25 декабря. Двадцатые годы прошлого и нынешнего века. Они совершенно не похожи друг на друга. Во всем, в том числе и в подходе к вечному "женскому вопросу". Каким был этот подход во времена наших прабабушек, самарцы могут представить себе, придя на эту выставку.
"Дорога крылатому Эросу! "
Атмосферу тех лет создают экспонаты из фондов Самарского литературного музея - журналы и газеты столетней давности, воспоминания и высказывания современников, выкройки женских одежд, выписки из документов, фотографии, рисунки, кадры из фильмов, образцы городского фольклора ("Комсомольские частушки", изданные в 1923-м).
20-е годы XX века в России были периодом культурных и социальных экспериментов, поиска новых путей - как в общественной жизни, так и в искусстве. И эти поиски заводили в такие дебри, которые мы с трудом можем себе представить. Вот статья от 1921 года Александры Коллонтай, одного из знаковых политиков Советской России раннего периода. Называется она "Дорога крылатому Эросу!". "Семья умирает, она не нужна ни государству, ни людям", - пишет автор.
Совсем не безуспешно государство стремилось ослабить влияние института семьи как "буржуазного пережитка". Вот отрывок из рассказа 1929 года Пантелеймона Романова, свидетельствующий, к чему это привело: "Девушки легко сходятся с нашими товарищами на неделю, на месяц или случайно - на одну ночь. И на всех, кто в любви ищет чего-то большего, чем физиология, смотрят с насмешкой, как на убогих и умственно поврежденных субъектов".
"Отречемся от старого мира! "
Молодое советское государство нуждалось в женских рабочих руках на производстве. Тем более что после Первой мировой и Гражданской войн процентное соотношение мужчин и женщин изменилось не в пользу сильного пола. На выставке можно получить представление о том, как в этом направлении работала советская пропаганда, призывая девушек – через публикации в "Работнице" и "Крестьянке" - овладевать профессиями, казалось бы, предназначенными совсем не для дамских рук. В результате одних только женщин-трактористок в 1933 году в СССР было 25 тысяч.
Идеи художников-конструктивистов оказались тут весьма кстати. "Современной "моде", меняющейся по прихоти коммерсантов, мы должны противопоставить одежду целесообразную и красивую по своей простоте. Костюм широкого потребления должен состоять из простейших геометрических форм, как прямоугольник, квадрат, треугольник", - писала Александра Экстер.
Основное внимание уделялось производственной одежде - универсальной, не стеснявшей движений. Этими моделями занимался еще один художник-конструктивист, Владимир Татлин. А неотъемлемым знаком приверженности революционным идеям стала знаменитая кожанка - их носили и мужчины, и женщины.
Изменились не только костюмы. Неузнаваемым стал весь образ женщины. И та, которая не соответствовала ему, наверное, чувствовала себя чуждой в этом "новом дивном мире". Вот датируемая 1924 годом фраза из дневника молодой москвички, дочери мелкого служащего: "Я видела одну девушку - стриженую, в кожаной куртке. От нее веяло молодостью, верой. Она готова к борьбе и лишениям. Таким, как она, принадлежит жизнь. А нам ничего". Кстати, короткая женская стрижка в те годы воспринималась как некий социальный акт отречения от прошлого, старого, рутинного.
В дело пропаганды включились и известные писатели. Из материалов, представленных на выставке, мы можем, например, узнать, о поездках по губернии в августе 1923-го нашего земляка Александра Неверова, автора книги "Ташкент - город хлебный". Цель поездок - знакомство с работой женотделов.
Существовал утопический проект освобождения женщины от "кухонного рабства". В Самаре он воплотился, например, в возведении Фабрики-кухни. На выставке можно увидеть выписки из документов, по которым создается представление об этом грандиозном конструктивистском проекте. Из "молота-кухни" по трем конвейерам пища доставлялась в "серпы-столовые". Помимо этого, в здании располагались спортзал, читальня и коммунальные службы.
Посетителям выставки предлагается поразмышлять о тех изменениях в подходе к "женскому вопросу", которые произошли за сто лет. На мониторе можно увидеть интервью с женщинами (нашими современницами), которые высказываются об этом. А по представленным ссылкам и QR-кодам можно зайти в интернет-пространство и узнать, как в стране обстоит дело с "женским вопросом" сегодня.
Дополняют выставку миниатюрные скульптурные композиции на тему социального равенства от группы авторов "Муха".
Фото: Андрей Савельев