Это был сподвижник Сергея Королева, человек, создавший научную школу космической навигации. Как говорили его коллеги:
- Это тот самый математик, который прокладывал трассы космических кораблей.
Как рассказывает писатель Лев Николаев, это был один из последних ученых-энциклопедистов ХХ века. А свою автобиографию академик Борис Раушенбах начинает словами:
- Я довольно редкий экземпляр царского еще "производства": родился в Петрограде еще до Октябрьской революции.
Его отец был родом с Волги, причем появился на свет в Покровской слободе (ныне город Энгельс), тогда входившей в состав Самарской губернии, а мать была из эстонских немцев.
Как пишет Раушенбах, уже в восемь лет он захотел связать жизнь с авиацией:
- Летать и только летать. Единственное, что я сообразил, что просто летать мне не интересно. А интересно строить самолеты. Но без трудового стажа меня, выходца из буржуазной среды, в вуз не принимали. Пришлось наняться плотником на авиационный завод, чтобы иметь возможность затем поступить в институт.
Фото: Российская академия наук
В 1932 году его зачисляют в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота, где он увлекся планеризмом. В Коктебеле, на плато Узун-Сырт, в традиционном месте для испытания планеров, на базе Высшей летно-планерной школы, Борис Раушенбах впервые встретился с Сергеем Королевым.
За полтора года до окончания института переехал в Москву, где стал работать вместе с Сергеем Королевым, который занимался тогда крылатыми ракетами. Но после того как будущий главный конструктор был репрессирован и отправлен работать в "шарашку", работы над жидкостными ракетами были свернуты, молодой инженер занялся теорией горения в воздушно-реактивных двигателях.
Фото: Роскосмос
С началом Великой Отечественной войны Раушенбах в Свердловске приступил к работе над оборонными проектами, участвовал в разработке секретных реактивных минометов и совершенствовал знаменитые "Катюши". Однако, как немца по происхождению, несмотря на заслуги, его отправили в трудовой лагерь. Но и там он успевал заниматься наукой, сделал расчеты полета самонаводящегося зенитного снаряда.
В 1946 году по настоянию Мстислава Келдыша его освободили, но жить разрешили только в Нижнем Тагиле. В Москву он сумел вернуться только через два года. Вскоре стал кандидатом наук. В 1955 году снова начинается их совместная работа с Сергеем Королевым. В своих мемуарах Борис Раушенбах отмечает:
- Начальников у меня в жизни было только два - Королев и Келдыш. В середине 50-х Королев встретил меня так, как будто мы не расставались, сразу заговорил о деле: нужна система, которая позволила бы космическому объекту сохранять строго определенное положение относительно Земли и других небесных тел.
Фото: Роскосмос
Задача была решена. Стоит отметить, что именно Раушенбах является автором первых в истории систем управления и ориентации космических аппаратов. Они использовались при полетах на Луну, Венеру, Марс.
"Луна-3" - первый космический аппарат, для которого Раушенбахом была разработана система ориентации в космическом пространстве. До этого искусственные спутники летали вокруг Земли, кувыркаясь на заданной орбите. Математические расчеты академика позволили нацелить спутник на обратную сторону Луны.
Читал он лекции и в первом отряде космонавтов. Которые, по словам Алексея Леонова, всегда были очень интересными.
Как замечают специалисты Роскосмоса, именно Раушенбах давал последние наставления Юрию Гагарину перед полетом:
- Без работ академика освоение космоса напоминало бы запуск воздушного змея - интересно, красиво и абсолютно бесполезно. Во время первого полета человека в космос кораблем управляет автоматическая система, разработанная группой ученых под руководством Бориса Раушенбаха.
Фото: Юлия Рубцова
После смерти Сергея Королева в 1966 году академик начинает постепенно отходить от космических дел. Но совсем он не прекращает исследования, связанные с ракетной техникой. Ученый неожиданно обращается к древнерусской иконописи.
Коллеги Раушенбаха писали:
- Это удивительная личность. Как он глубоко вник в иконопись, в законы ее построения.
А написанная им в 70-е годы книга "Пространственные построения в древнерусской живописи" стала настоящим бестселлером. В конце жизни он принял православие, написал несколько богословских работ. Покойный патриарх Алексий II высоко ценил академика. На одной из встреч он сказал, что Раушенбаха можно сравнить с великими учеными эпохи Возрождения.
Стоит отметить, что Борис Раушенбах не терпел хамства в быту. Однажды он вместе с женой Верой Михайловной возвращался домой на трамвае. Здоровый мужик, сидя прямо перед четой Раушенбахов, осыпал бранью женщину. Ученый закрыл монографию, встал и со всего маху ударил мужика фолиантом по голове. Тот не сразу пришел в себя, потом обернулся и увидел интеллигентного человека лет пятидесяти, невозмутимо читающего книгу. У мужика отвисла челюсть. Он схватился за голову и бросился вон из трамвая.