sovainfo.ru

"Просто сидела, смотрела на людей": психолог и пациент – откровенно о диагнозе "онкология"

Журналист sovainfo.ru поговорил с ними о том, как справиться с тревогой и есть ли жизнь после того, как поставили диагноз рак.

"Просто сидела, смотрела на людей": психолог и пациент – откровенно о диагнозе "онкология" Фото: Екатерина Ершова

"Сначала я прошла все необходимые обследования"

Светлана Вишненкова работала в соцслужбе и каждый год проходила профосмотр. Во время одного из них обнаружили уплотнение в груди и направили женщину на мамографию.

- Затем в областной онкоцентр на улице Солнечной, где назначили дополнительные обследования. Меня положили в больницу, я не совсем понимала, что происходит. В январе 2023-го сделали операцию. Сказали, что у меня "тройной агрессивный рак".

Стало понятно, что одной операцией не обойтись.

- Я прошла необходимые обследования, включая компьютерную томографию (КТ) и тесты на генетические мутации. Мой химиотерапевт Нина Коновалова назначила мне усиленный курс лечения.

Женщина продолжает лечение, куда входят химиотерапия, препараты. После недели отдыха курс повторяется.

Светлана рассказывает, что узнав о диагнозе, решила никому не говорить и проходить все самостоятельно. Во-первых, не хотела шокировать пожилую маму, да и в целом расстраивать близких.

- Я часто ходила в сквер или парк — просто сидела, смотрела на людей. Видела, что жизнь продолжается, все улыбаются. Особенно нравилось наблюдать за детьми — они такие непосредственные. Болезнь — это моя история, и с этим пришлось смириться. Естественно, была депрессия. Сразу после постановки диагноза я пришла к психологу — просила помочь справиться с эмоциями. Она объясняла, что жизнь не заканчивается и нужно искать новые интересы. Благодаря моему увлечению рисованием, я написала акварелью картину, о которой давно мечтала. Это очень помогло держаться и не падать духом. Конечно, бывают моменты, когда плачу. Стараюсь сразу выполнять дыхательные упражнения.

Когда нужно было ложиться в больницу, пришлось рассказать родным про диагноз. Семья поддержала Светлану. Близкие возили ее по врачам, приносили таблетки, муж взял на себя обязанности по дому. Сейчас пациентка находит поддержку среди тех, кто тоже столкнулся с онкологией.

- Я познакомилась со многими девушками, которым поставили подобный диагноз, и теперь мы активно общаемся, делимся новостями. Главное — позитивный настрой и физическая активность. Страх боли и неподвижности остается, поэтому делаю все возможное, чтобы этого не случилось. Девочкам я советую не падать духом: каждая ситуация уникальна, и важно верить в лучшее. Самое важное — правильное лечение и дисциплина. Ошибки в терапии приводят к тяжелым последствиям. Читаю много медицинской литературы и убеждена, что онкология постепенно становится управляемым заболеванием, похожим на хроническое.

"Обращать внимание на эти вопросы начинают только люди с диагнозом"

Медицинский психолог Самарского онкоцентра Юлия Русских говорит, что пациент, столкнувшийся с раком, в первую очередь растерян и не понимает, что делать дальше. И каждый переживает диагноз по-своему.

- Обычно это тревога, которая всегда возникает, когда мы не можем контролировать ситуацию. В такие моменты у человека возникает много вопросов. Роль играют и стереотипы, связанные с диагнозом.

По словам психолога, в первую очередь пациенту важно сформировать адекватную картину болезни. Понять, что жизнь не закончилась и умирать рано. Часто в этом помогают онкоблогеры, но таких авторов мало.

- Как правило, обращать внимание на эти вопросы начинают только люди с диагнозом — те, кто уже имеет близкого человека или сам болеет. Это своего рода закрытая группа, потому что здоровым людям вряд ли захочется читать онкоблог из любопытства. Тему нужно поднимать в обществе, но главное понимать, как это делать. При подаче информации важно находить баланс — помогать, а не пугать. Излишняя откровенность или избыточное количество негативных деталей могут только усилить тревогу и желание "спрятаться", уйти от темы. Блоги и источники бывают разные, и люди по-разному справляются с тревогой: кто-то через поиск информации, кто-то через хобби, рукоделие или другие занятия, которые помогают отвлечься и лучше справляться с эмоциями, - подчеркивает Юлия Русских.

Каждому из пациентов помогает свой способ получить контроль над происходящим. За время карьеры женщина ни разу не встречала онкобольного, которого совершенно не тронул диагноз.

- Существует два пути обращения к психологу. Первый — когда пациент сам изъявляет желание получить помощь. Второй — когда консультация назначается врачом, если он замечает у больного эмоциональные отклонения, которые могут мешать лечению или выбивать из колеи. При столкновении с диагнозом у человека могут возникать разные эмоциональные реакции: кто-то впадает в панику, а кто-то со временем приходит к спокойствию. Эти реакции — тоже нормальное явление. Еще стоит учитывать, что пациенты часто сталкиваются с непониманием со стороны близких и общества. Например, бывает дискомфортно отвечать "Хорошо" или "Нормально" на вопрос "Как дела?", потому что окружающие ожидают лишь негативную реакцию. С момента начала моей работы в 2002 году отношение к психологической помощи улучшилось, однако до полного принятия еще далеко. Для изменения общественного мнения требуется время и постоянная просветительская работа.

Эксперт подчеркивает, психическое здоровье — это когда человек способен испытывать весь спектр эмоций, но при этом не застревать на одном из полюсов:

- Если нам сообщили какую-то тяжелую новость или кто-то поступил неправильно, нормально испытывать гнев, расстройство или обиду. Все эмоции важны и имеют свою роль. Нет "плохих" эмоций, которые нужно полностью исключить из жизни. Представление о том, что можно избавиться от негативных чувств — это утопия.

Родным пациентов с онкологией психолог советует не лезть с излишней поддержкой, а спрашивать, что именно ему нужно. Нет универсальной схемы помощи, которая будет работать абсолютно со всеми.

- В любом случае, чтобы оказать помощь, нужно прийти и задать вопрос: какую поддержку, внимание ты хочешь получить. Присмотреть за ребенком, привезти еду или просто поговорить о прочитанной книге. Все это — разные формы поддержки, и каждая по-своему важна. Обычно я предлагаю работать с тревогой в двух направлениях. Первое — это профилактика и контроль за своими мыслями. Главный вопрос здесь — "Могу ли я сейчас повлиять на то, о чем думаю?" Второе направление — это снятие уже возникшего эмоционального напряжения. Здесь полезны упражнения на расслабление: медитация, дыхательные практики (например, дыхание по квадрату), аутотренинг.

По словам психолога, физическая активность тоже помогает сбросить напряжение:

- Когда тревожно или злость зашкаливает, организм сам подсказывает, что нужно встать и подвигаться. Но важно, чтобы в этот момент мысли тоже переключались, иначе эффект будет слабым. Отличное упражнение на заземление — наблюдение за окружающими предметами: их цветом, температурой, текстурой. Это помогает отвлечься от тревожных мыслей и выйти из внутренней воронки, которая затягивает вниз.


поделиться: