sovainfo.ru

Прощайте, бакалавры?: в Минобрнауки РФ рассказали о нюансах реформы высшего образования

Представители федерального ведомства ответили на вопросы журналиста ИА sovainfo.ru о грядущих изменениях в "вышке". Мы узнали, что будет с бакалавриатами, можно ли с помощью магистратуры кардинально поменять профессию и на что дает право профпереподготовка.

Прощайте, бакалавры?: в Минобрнауки РФ рассказали о нюансах реформы высшего образования Фото: unsplash.сom

Три ступени профессионального совершенства

В обновленной системе высшего образования будут предусмотрены отличные от Болонской системы ступени. Ранее Владимир Путин подписал Указ о запуске пилотного проекта по профильной реформе в России в 2023-2026 учебных годах в шести вузах страны.

В Минобрнауки РФ пояснили, что новая модель пока тестируется и в рамках пилота апробируют следующие уровни: базовое высшее; специализированное высшее по программам магистратуры; отдельно выделенный уровень профобразования - аспирантура для подготовки научных и научно-педагогических кадров.

- Итоговые параметры новой модели будут определены по результатам реализации пилотного проекта с учетом предложений университетов-участников и экспертного сообщества. Переход на новую систему высшего образования планируется с 1 сентября 2026 года, - сообщили в ведомстве.

Что станет с бакалаврами?

В связи с грядущими изменениями возникает много вопросов. Например, будет ли считаться бакалавриат высшим образованием или четырехгодичникам нужно бежать в магистратуру?

В Министерстве образования и науки РФ ИА sovainfo.ru пояснили, что в новой модели понятие "бакалавриат" будет исключено. При этом в пока действующей системе эта ступень является самостоятельным уровнем высшего профобразования.

Но в ведомстве отмечают, что с переходом 1 сентября 2026-го на другую модель установят соответствие новых образовательных программ действующим в настоящее время направлениям подготовки и специальностям. При этом права студентов, обучающихся сейчас, будут сохранены в полной мере - они окончат ту программу, на которую они поступили.

Бакалаврам может не хватить квалификации

Что касается требований к должностям, на которые захочет претендовать выпускник той или иной формы "вышки", то тут все зависит от каждой конкретной вакансии и специальности. Они прописаны в профстандартах и квалификационных справочниках. Соответствующие приказы утверждает Минтруда.

Также в Минобрнауки отметили, что в целом решение о трудоустройстве человека на должность с учетом навыков, знаний, личных качеств кандидата принимает работодатель. Но вместе с тем он должен руководствоваться ТК РФ.

- В рамках новой системы освоение программы высшего образования будет полноценным и достаточным для выхода на рынок труда. Вместе с тем для получения углубленных знаний по выбранному профилю или освоения дополнительных компетенций (например, управленческих) выпускники смогут поступить на программы магистратуры, ординатуры или ассистентуры-стажировки. Подготовка научных и научно-педагогических кадров будет осуществляться в рамках программ аспирантуры, - отметили в ведомстве.

Магистратура перестанет быть второй "вышкой"?

В настоящее время, если человек окончил бакалавриат по одной специальности, но хочет сменить профессию, он может пойти на вторую "вышку" или же выбрать магистратуру. Например, четырехгодичник-экономист волен пойти на психфак в магистратуру и тем самым иметь две полноценные профессии. Но, судя по информации Минобрнауки, после реформы будет другой подход:

- В рамках новой системы высшего образования поступить на программы магистратуры и расширить знания в соответствующей профессиональной области будет возможно в рамках уже полученной специальности. Вместе с тем в рамках программ магистратуры при наличии специальности любого профиля можно будет освоить дополнительные компетенции надпредметного характера (например, управленческие).

Таким образом, вторая ступень "вышки" является логичным продолжением первой и человек развивается в целом в рамках одной специальности.

Профпереподготовка поможет сменить профессию?

Некоторых специалистов с годичными курсами сейчас пруд пруди. Например, в интернет-пространстве можно найти множество услуг профпереподготовленных психологов, которые раньше были юристами, экономистами или даже представителями технических профессий.

В Минобрнауки пояснили, что диплом о высшем образовании дает право заниматься определенной деятельностью, занимать должности в соответствии с требованиями к уровню образования и (или) квалификации. В то же время документ о повышении или присвоении квалификации также дает его обладателю право заниматься определенной деятельностью в соответствии с требованиями к квалификации.

- При этом дополнительное профессиональное образование не является уровнем профессионального образования и направлено на профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, - сообщили ИА sovainfo.ru в ведомстве.

В свою очередь, требования к уровню образования и квалификации для тех или иных должностных обязанностей и трудовых функций устанавливаются профессиональными стандартами и квалификационными справочниками, добавили в Минобрнауки.

Если обратиться к документам Минтруда, то там можно найти четкие критерии и требования к должностям. Например, педагог-психолог должен иметь высшее образование или среднее профобразование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы либо высшее образование или среднее профобразование и дополнительное профобразование по направлению подготовки "Педагогика и психология" без предъявления требований к стажу работы.

Пока четких решений о том, может ли психолог не иметь базового высшего по профилю, нет. Но такой законопроект горячо обсуждается уже несколько лет.

- Эксперты и законодатели не могут прийти к согласию. Причин для разногласий несколько. Но, похоже, главная - кого следует считать психологами, имеющими право осуществлять профессиональную деятельность. Может ли быть психологом тот, кто не имеет базового психологического образования? Таких специалистов сегодня немало. Например, педагоги, прошедшие переподготовку на педагога-психолога. Второй вопрос: сколько нужно учиться, чтобы стать психологом? Сегодня программы переподготовки начинаются от 250 часов и могут реализовываться в разных формах, в том числе очно-заочных, что, конечно, недостаточно для качественной подготовки специалиста, - говорила декан психологического факультета одного из вузов Вероника Кирсанова в интервью "РГ".



поделиться:

Новости