Ответственность "от и до"
- До предложения из "СамАрта" у тебя было желание где-то осесть?
- Нет, но стало интересно попробовать. Это классный театр, просто сейчас такой немного спящий, и есть амбиция, вызов даже: а удастся ли эту машину немножко подвигать?
- Были другие варианты?
- Мне предлагали незадолго до этого пойти в Брянцевский ТЮЗ (в Санкт-Петербурге. - Прим. редакции). Потом было второе предложение - из Челябинской драмы. И на третий раз я сказал себе: можешь, конечно, до бесконечности отказываться, но хотя бы попробуй. Конечно, у худрука много ответственности, здесь хватает административных сложностей. Но я на это выделил время. До лета мы занимаемся чисткой структуры, организацией работы отделов. А к осени, думаю, все наладится, и я смогу репетировать.
- В "Мастеровых" ты был главрежем. Насколько сильно отличаются обязанности теперь?
- В Набережных Челнах я не сидел постоянно в городе, много ездил ставить, но приглашал режиссеров и вообще как-то пытался продвинуть театр. А художественный руководитель (сейчас вникаю) - это полная ответственность "от и до". Все, что происходит в театре, зависит от тебя. Вот такая разница.
- Сергей Филиппович Соколов остается в "СамАрте"?
- Сергей Филиппович остался исполнительным директором, занимается стройкой. Он ее начал, все это время вел и знает, что там к чему. И он хороший управленец, опытный человек. Я с ним советуюсь. Мне кажется, принять театр надо от человека, который, собственно, его и создал. Может, это громко звучит, но тот "СамАрт", который мы сегодня видим, это все-таки его детище.
- Какая зона кажется тебе сейчас самой проблемной? Стройка?
- Репертуар театра. Спектакли, мягко говоря, "устали", причем давно. Проблема в структуре проката - он устроен по бродвейской системе блоков. В марте, например, 10 показов "Обыкновенного чуда" (12+. - Прим. редакции) прошли подряд. Бедные артисты! И зрительский интерес, мне кажется, от этого страдает.
- Билетов при этом не было задолго до премьеры.
- Ну это же не показатель. И зритель не видит разнообразия, когда берет билеты, и спектакли умирают. Играется блок - и в следующий раз это же название поставят только через четыре месяца.
Проблема еще и в том, что в основном спектакли в сегодняшнем репертуаре не ставились для этой сцены. Они переехали из старого здания - и из этой большой, современной, воздушной сцены приходится делать маленькие "кабинетики". Нужно пополнять репертуар, и чем быстрее, тем лучше.
- До тебя ведь были репертуарные планы?
- Да, Александр Сергеевич Кузин будет ставить "Поминальную молитву". И мы смогли найти окно в графике у Галины Зальцман (номинант "Золотой Маски - 2021". - Прим. редакции). Она будет работать параллельно с Кузиным с актерами, которые не заняты у него. К концу года хотим выпустить новогоднюю историю. Сам я осенью должен начать что-то репетировать, но пока сложно сказать - что, еще не занимался этим.
"Эта сцена - из будущего"
- Чем "СамАрт" отличается от других театров, в которых ты работал?
- Мне кажется, что такой площадки (я имею в виду зал и сцену) нет больше нигде. По крайней мере, в провинции ни в одном театре я такого не видел. Здесь полностью убирается весь амфитеатр в стену, и получается такое "футбольное поле". И на такой площадке нужно уходить от классического приема "сцена-зал", хочется придумать что-то другое. Эта сцена - из будущего.
- Как ты видишь "СамАрт", допустим, через пять лет?
- Я думаю, что это такой мультитеатральный центр - большая агрегация с тремя абсолютно разными сценами. Мы сегодня ходили по стройке, и я увидел новое здание: фойе, первый этаж, второй - там просто какой-то бесконечный воздух, высоченные потолки, площади и высота. Это не то театральное пространство, к которому мы привыкли. А на той сцене, которая сейчас у нас есть, нужно делать такие спектакли-праздники. В духе Уилсона, не знаю. Свет, музыка, все красиво, дорого-богато - Бродвей, короче.
- Опять мюзиклы?!
- Да, пока не построили еще две сцены, у нас нет выхода. Этот зал нужно использовать так, как он был запланирован. А пока ощущение, что спичечный коробок ставят в IT-пространство. Думаю, на средней сцене, где 250 мест, основой репертуара будут драматические спектакли. А на третью (на 120 мест) поедет "Эскиз-театр", вся эта экспериментальная история.
- Про какие сроки сейчас можно говорить?
- В апреле 2024 года нам обещают сдачу здания "под ключ". За четыре месяца я предложил сделать три работы одновременно - по одной на каждой сцене. И тогда сентябрь будет таким месяцем премьер. Но это пока мечты.
- "Эскиз-театр" остается в прежнем виде?
- Да, пока в фойе. Хочу с каждой лаборатории набирать новые эскизы. И чтобы они шли так, как были сделаны. Всегда, когда я доделывал эскиз, из него уходила жизнь. А когда он такой сыроватый - зритель как будто накоротке с актерами, как будто наблюдает за процессом, а не за результатом.
- Чем для тебя измеряется успех театра?
- Не знаю, можно ли считать мой опыт в Набережных Челнах успехом, но для меня это успешная история. Когда я пришел, проблемы были по всем статьям, но артисты - классные. И произошло то, что должно происходить в театре, чтобы успех возник: это диалог между режиссером/худруком и труппой. Какая-то химия образовалась, мы вдруг стали говорить на одном языке - 20 актеров в маленьком зальчике на 150 мест. Надеюсь, что такая химия с труппой образуется и в "СамАрте".
- Какие у тебя, кстати, впечатления от труппы?
- Очень хорошие. Вижу, насколько актеры обучены и заряжены. Я очень рад и отчасти поэтому и согласился на этот театр.
- Что думаешь про репертуар и про целевую аудиторию?
- Думаю, 12-15 лет - наш целевой зритель. И семейные истории тоже наше направление. Сейчас ставил "Последних" в Уфе и столкнулся с тем, что приходит полный зал зрителей от 12 до 16 лет. Горький и дети - это испытание. Найти язык для разговора с ними, мне кажется, очень интересно. Не хрестоматийный, не заезженный.
"Всегда быть немножко неуверенным"
- Впервые ты прилетел в Самару в 2018 году на круглый стол "Золотой Маски". Расскажи о тех впечатлениях.
- Я тогда бегал по набережной, купался один на пустом пляже. А во второй раз приехал в конце августа прошлого года на лабораторию в "СамАрт", тоже хорошая пора стояла. Да отличный город, с историей. Мне нравятся все эти купеческие дома, улочки... Местами немного обветшавшие, но есть атмосфера, есть свое лицо у города.
- А насколько важен был город, когда ты принимал решение?
- Очень важен. Челябинск, куда меня тоже звали, такой прямо суровый, заводской. Я там выпустил три спектакля, и все зимой. И, конечно, аргументом в пользу "СамАрта" была в том числе и Самара.
- А ты считал когда-нибудь, в каких городах России был или ставил спектакли?
- Да. Не помню точно, но их очень много.
- Больше тридцати?
- Больше пятидесяти даже. Не во всех ставил, но в большинстве.
- В свое время я сделала несколько интервью с самарской легендой Петром Львовичем Монастырским. И поняла, что он вообще никогда в себе не сомневался. Это обязательное качество для режиссера?
- Я всегда в себе не уверен. Но этого никто не должен знать.
- Для тебя это такой "движок"?
- Да, конечно. Мне кажется, это очень важно. Нужно всегда быть немножко неуверенным. Но с артистами на репетициях у меня это отключается. Иногда даже тиранить начинаю. Хотя глубоко внутри временами бывает такое ощущение, как будто я всех обманул. Как будто не должен заниматься тем, чем занимаюсь.
- После почти 60 спектаклей?
- Мне кажется, как только я выйду из состояния "ну не знаю, сейчас попробуем" - в состояние "ну да, я уже все могу", все закончится. А так есть хороший мотиватор. Да и вообще я к этой профессии отношусь не как к самовыражению, а как к самоизучению. Наверное, и спектакли больше для себя ставлю, чтобы понять, а какие еще во мне есть качества?
- У тебя есть режиссерская мечта?
- Нет, у меня нет вот этого пресловутого "портфеля". Мне кажется, это неправильная стратегия. Важно начать диалог с театром. И если мы друг с дружкой сговоримся, то в этот диалог включится и зритель. Поэтому я приезжаю, сижу несколько дней в театре, смотрю репертуар, смотрю на зрителей, гуляю по городу, рассматриваю артистов - и начинаю видеть в них распределение спектакля, который потом предложу.
- Про "СамАрт" пока не понял еще?
- Вот-вот уже, на подходе.
Денис Хуснияров окончил РГИСИ (мастерская Семена Спивака). Работал главным режиссером театра "Мастеровые" (Набережные Челны) и Камерной сцены Драматического театра на Васильевском (Санкт-Петербург). Номинант национальной премии "Золотая Маска - 2017". С 1 марта 2023 года художественный руководитель "СамАрта".