sovainfo.ru

Применить на практике: как самарский ученый стал разработчиком аддитивных технологий

Директор Центра аддитивных технологий Самарского университета имени Королева Вячеслав Алексеев нашел дело жизни далеко не сразу. В школе и университете много занимался спортом. Попробовав себя в научной работе, ушел и открыл сеть технических клубов для детей. Но в итоге после нескольких крутых карьерных виражей окончательно вернулся в науку. Его лучшая мотивация – практический результат. Технологии, в разработку которых он вложил частику себя, внедрили на нескольких крупных предприятиях.


О науке не думал

Вячеслав Алексеев родился в поселке Просвет Волжского района. Рос в большой семье – с четырьмя братьями. Отец работал на ферме, мать – в детском саду. Мальчишки учились в самой обычной поселковой школе и увлекались спортом.

Алексеев играл в волейбол и теннис, бегал на лыжах, больше всего любил футбол и даже выступал за школьную команду. В учебе не отставал – держался между "хорошо" и "отлично", особенно его интересовала химия.

Когда ему исполнилось 15, в семье случилась беда – погиб отец. К тому времени двое старших братьев уже окончили вуз, выбрав педагогическую специальность, а третий учился в аэрокосмическом университете.

В 2007 году, после школы, Вячеслав вместе с братом-близнецом Александром тоже решили пойти в "аэрокос". Баллов для поступления хватало с запасом. Поначалу подали документы на двигателестроительный факультет (сейчас это ИДЭУ – Институт двигателей и энергетических установок). Однако Александр за два дня до окончания приемной кампании неожиданно передумал и перешел на факультет летательных аппаратов (сейчас ИАРКТ – Институт авиационной и ракетно-космической техники).

Несмотря на старания, в первом семестре Вячеславу Алексееву не давалась начертательная геометрия. А брат Александр сдал ее на "отлично".

- И я тогда говорю: может, сходишь за меня? Но когда старший брат узнал об этих планах, сказал: "Нет, Слава, ты пойдешь сам! Это твоя ответственность", - рассказывает Алексеев.

В итоге в зачетке за "начерталку" стоит твердое "хорошо", полученное самостоятельно, без водевильных подмен героя.

После первой сессии Вячеслав втянулся в университетский распорядок. Как и в школе, учился на четверки и пятерки, а после третьего курса даже вышел в отличники. Но даже тогда о карьере ученого по-прежнему не задумывался.

- Ни на младших курсах, ни на старших я к науке интереса не проявлял, - говорит он. - На занятиях был, задания выполнил. Ко мне вопросов нет? Нет. Тогда я пошел заниматься своими делами – с друзьями встречался, отдыхал, а еще мы очень часто играли в футбол.

Сложный выбор

Ситуация изменилась, когда в сентябре 2012 года пришло время выбирать тему выпускной квалификационной работы. Научным руководителем стал профессор Николай Проничев. Именно он замотивировал всерьез заняться наукой и определил подопечного в университетский центр САМ-технологий, где занимаются процессами механической обработки деталей.

После защиты был выбор: двигаться на "ОДК-Кузнецов" или остаться в САМ-центре университета, заняться научной работой с перспективой поступить в аспирантуру. Брат Александр тогда сказал, что учиться больше не планирует, и спокойно пошел работать. Вячеслав долго не мог определиться, но в итоге так и остался в университете.

В САМ-центре Алексеев два года отработал оператором на фрезерном обрабатывающем центре, потом стал ассистентом и вел занятия со студентами, параллельно участвуя в научно-исследовательском проекте.

Научно-исследовательский проект по исследованию процессов резания, которым руководил профессор Александр Хаймович, должен был стать первым шагом к кандидатской диссертации. Но через полгода проект завершился, а его продолжение все не складывалось. И в начале 2015 года Алексеев задумался об уходе из университета.

Он подал документы в кадровую службу крупного предприятия. Но пока решались бюрократические вопросы, директор ИДЭУ Виталий Смелов сделал предложение, от которого молодой ученый не смог отказаться. Он остался в университете и занялся самым актуальным направлением – аддитивными технологиями.

Теория и практика

Алексеев стал участником проекта по изготовлению рабочих лопаток газотурбинного авиадвигателя методом литья по выплавляемым моделям. Аддитивные технологии применялись для изготовления этих моделей. Алексееву поручили контролировать качество изделий – у него был солидный опыт работы на контрольно-измерительных машинах.

Потом был первый в России проект по "выращиванию" сопловых аппаратов газотурбинных двигателей. Однако Вячеслав по-прежнему оставался на вторых ролях и в конце концов решил взять паузу. Вместе с братом Александром они запустили собственный бизнес-проект. Организовали сеть детских образовательных центров робототехники и программирования.

Дело развивалось успешно. Но неожиданный звонок Смелова заложил новый виток "карьерной траектории": в лаборатории аддитивных технологий освободилась позиция ответственного исполнителя одного из проектов, и Алексееву предложили ее занять.

- К тому времени мы в своем бизнесе вышли на такой уровень, когда нужно было просто повторять наработанную схему, и это было уже не так интересно. Поэтому решил вернуться к научной работе, - поясняет он.

В новых исследованиях родилась тема кандидатской – качество изделий, получаемых методом селективного лазерного сплавления (это один из видов аддитивных технологий).

- В аддитивных техпроцессах много "белых пятен". Берешься "вырастить" сложную деталь – получаешь брак, и непонятно, почему так вышло. Просто у "аддитивки" свои секреты, которые тебе никто не расскажет. Сначала нужно исследовать все нюансы, очертить границы возможного, и только тогда можно получить качественное изделие. Вот тут и просыпается самый настоящий азарт, - делится Алексеев.

Так что его работа шла непросто. Брак в "аддитивке" – обычная история, а на качество влияет множество факторов. Однако научный руководитель Алексеева профессор Хаймович верил в успех. Очень помогли терпение и поддержка семьи.

- Во время работы над диссертацией я часто задерживался в университете до позднего вечера, но усталости не чувствовал, - говорит он. - Мне интересно то, чем я занимаюсь, потому что я по натуре практик, а моя работа как раз и дает практический результат. В ней соединяются наука, образование и производство.

Своим студентам он тоже старается показать практическую пользу от исследований, и это работает. Когда будущим инженерам удается найти причину, почему деталь, выращенная на их глазах, оказалась бракованной, а потом добиться нужного качества, у них появляется интерес к решению научных задач.

В начале октября на Петербургском международном газовом форуме "ОДК-Кузнецов" представил опытный образец двигателя НК-36СТ-32 для газоперекачивающих станций. При его изготовлении широко применялись разработки Самарского университета в области аддитивных технологий, переданные на завод. Тот самый практический результат, который так важен для Алексеева.


поделиться: