Напомним, в понедельник, 27 июня, губернатор обсудил с президентом Белоруссии Александром Лукашенко вопросы расширения социально-экономического партнерства регионов двух стран. Более предметно аспекты взаимодействия по конкретным направлениям обсуждались на встрече делегации Самарской области с кабинетом министров республики, который возглавляет премьер-министр Роман Головченко. В ходе продолжительной встречи участники подробно разобрали целый ряд вопросов, которые могут стать точками роста для экономик Самарской области и регионов Беларуси.
Губернатор Дмитрий Азаров отметил, что визиту делегации Самарской области в Республику Беларусь предшествовала большая предварительная работа с тем, чтобы уже на первых рабочих встречах принимались четкие решения. "Мы приехали с конкретными намерениями. Надеюсь, что тот потенциал, который мы уже создали по нашему сотрудничеству, о котором говорил и президент Республики Беларусь Александр Григорьевич Лукашенко, мы вместе сможем реализовать", – акцентировал внимание собравшихся глава самарского региона.
- Самое главное – это предметно рассмотреть резервы для наращивания нашего взаимодействия, те ниши, которые необходимо "раскачать", чтобы полностью задействовать все резервы. Самарская область – один из самых промышленно развитых регионов в России. Кооперация, взаимные поставки, замещение продукции недружественных бывших партнеров – все это требует скорости в принятии решений и отзывчивости, – подчеркнул во время обсуждения Роман Головченко.
Беларусь является важнейшим торгово-экономическим партнером Самарской области и занимает одно из ведущих мест по объему внешнеторгового оборота среди стран-партнеров. Вместе с тем между самарскими и белорусскими предприятиями есть огромный потенциал сотрудничества. Сегодняшнее время требует особого внимания к повышению интенсивности взаимодействия, поиску дополнительных возможностей кооперации и взаимовыгодного сотрудничества.
Премьер-министр отметил, что Республика Беларусь заинтересована в расширении взаимодействия, в том числе в сфере машиностроения, строительства, а также в транспортной сфере, науке и образовании, сельском хозяйстве. Стороны обсудили возможные поставки из Союзного государства лифтового оборудования, обширная программа замены которого сегодня действует в Самарской области. Кроме того, будет рассмотрен вопрос возобновления прямого авиасообщения между Самарой и Минском.
Стороны договорились, что в ближайшее время будет организован визит правительственной белорусской делегации в Самарскую область, чтобы проработать возможности приземления ряда проектов на территории нашего региона.
Предметная работа по направлениям сотрудничества продолжилась на промышленных предприятиях Беларуси, производственные площадки которых осмотрела делегация во главе с губернатором.
Одним из надежных партнеров региона является ОАО "Минский тракторный завод" – его машины очень востребованы в сельском хозяйстве. Свыше 4700 единиц техники – это более половины от общего количества – сегодня работают на полях губернии.
- Мы заинтересованы в том, чтобы наше сотрудничество продолжалось. Нам важно понимать направления развития сельского хозяйства Самарской области, чтобы делать технику под конкретные задачи, – рассказал губернатору генеральный директор предприятия Виталий Вовк. Он добавил, что МТЗ предлагает заказчикам более ста моделей тракторов, более чем в двухстах сборочных вариантах для всех климатических и эксплуатационных условий.
Дмитрий Азаров и члены делегации осмотрели производственные мощности завода и новую технику, готовую к продаже, а также обсудили перспективы расширения сотрудничества на совещании.
Министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Николай Абашин озвучил ряд вопросов, которые требуют решения. В частности, он обратил внимание на длительные сроки поставки техники МТЗ, которые доходят до 120 дней, хотя раньше составляли не более месяца. Из-за этого некоторые сельхозпредприятия региона закупили для работы и оперативной замены тракторы китайских производителей.
Руководитель предприятия пояснил это отсутствием готовых тракторов, поскольку спрос на них за последний год вырос в разы, а количество запчастей, в том числе производимых в других странах, не хватало. "Но ситуация налаживается. Уже сегодня на складе есть готовые машины, налажены дилерские поставки запчастей, поэтому мы готовы выдерживать сроки поставки", – добавил Виталий Вовк.
Самарская сторона также подняла вопрос расширения возможностей работы сервисных центров. На сегодняшний день обслуживанием машин занимается Торговый дом "ПодшипникМаш Самара". Но его возможности ограничены – на обслуживание он может брать не больше двухсот машин, хотя потребность в замене запчастей гораздо выше в связи с их износом. Гендиректор компании взял вопрос в проработку.
Виталий Вовк подчеркнул также, что в ближайшее время завод перейдет на новую модель работы, когда на время ремонта трактора аграриям будет выдаваться подменная техника. "Так аграрии смогут комфортно работать, не теряя сроков посевных или уборочных кампаний. В нашей республике такой подход уже опробован. Будем выходить с таким сервисным предложением на российский рынок", – отметил руководитель МТЗ.
Также был рассмотрен вопрос по проведению капитального ремонта техники МТЗ. Кроме того, руководство завода обратилось к губернатору с вопросом организации на предприятии практики студентов из Самарской области, которые получат возможность познакомиться с производством машин сельхозназначения и повысить уровень своих знаний и компетенций, в том числе в сфере капитального ремонта техники. Это позволит и восстановить утраченные компетенции. Дмитрий Азаров инициативу поддержал. Также стороны обсудили возможность создания в учебных учреждениях специальности "капитальный ремонт сельхозтехники".
Встреча с руководством МТЗ была важна для глав муниципальных районов области. "У нас в районе 80 тракторов МТЗ. Поэтому важно наладить сотрудничество с этим заводом, – отметила глава Елховского района Наталья Павлова. – Считаю, что дружеские отношения с Республикой Беларусь приведут к подъему наших экономик".
- Перед поездкой в Беларусь провел встречи с сельхозпроизводителями нашего района. Вопросы, которые они поставили, удалось задать коллегам в братской республике. На Минском тракторном заводе говорил о возможности увеличения производства прицепного инвентаря для садовых работ. Получен ответ, что такая возможность есть. Также обсуждали вопросы мелиорации. Здесь точки соприкосновения тоже есть", – отметил глава Приволжского района Евгений Богомолов.
Делегация Самарской области также побывала на промплощадке международного многопрофильного холдинга "АМКОДОР", выпускающего сельскохозяйственную, лесную, дорожную, коммунальную и другую специальную технику, в том числе бытовую.
В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители региона активно проводят курс на обновление машинно-тракторного парка, приобретая фронтальные погрузчики, технику для введения в сельхозоборот ранее неиспользуемых земель. За последние пять лет аграриями Самарской области было приобретено около 50 машин производства "АМКОДОР".
Во время встречи с руководством холдинга Дмитрий Азаров предложил рассмотреть возможность локализации производства техники на территории Самарской области, учитывая емкость рынка, выгодное географическое расположение региона и наличие преференций для инвесторов, которые существуют, например, на территории Особой экономической зоны "Тольятти".
Также в рамках рабочей поездки в республику Дмитрий Азаров и члены делегации осмотрели производственные площадки ОАО "Управляющая компания холдинга "Белкоммунмаш", которое разрабатывает, производит и обслуживает электрический пассажирский транспорт: троллейбусы, трамваи и электробусы. Опытный образец электробуса уже опробован на дорогах областной столицы.
Генеральный директор Олег Быцко познакомил участников делегации с новой техникой и отметил, что при закупке троллейбусов "Белкоммунмаша" Самарской областью компания готова рассмотреть возможность организации производственно-сервисного центра в регионе.
- Технику вашу знаю, мое отношении к ней хорошее. Уверен, что у нас есть направления для более тесного сотрудничества, в том числе по обновлению пассажирского транспорта, – отметил Дмитрий Азаров и поручил профильным министерствам подготовить предложения по возможностям перспективного сотрудничества с компанией.