Оффенбаха называют отцом венской оперетты. И все же главным сочинением композитора, прославившегося в легком жанре, стала неоконченная опера "Сказки Гофмана". Он работал над ней до смерти и не успел увидеть премьеру, которая состоялась в 1881 году в Париже. С тех пор появилось много вариантов с дописанным третьим актом, что не помешало "Сказкам Гофмана" стать популярными.
В Самаре уже как-то пытались поставить "Сказки Гофмана", но до премьеры дело так и не дошло. В этот раз проект получился масштабным. По словам режиссера и художника спектакля Ивана Складчикова, наряды шили 10 месяцев, а начали работу над оперой два года назад.
Либретто Жюля Барбье написано по трем рассказам Эрнста Теодора Амадея Гофмана и по биографии писателя. По сюжету в нюрнбергской таверне влюбленный Гофман рассказывает три романтических истории - по мотивам "Песочного человека", "Сказки о потерянном отражении" и "Советника Креспеля". Хеппи-энда в них нет, так как на пути героев всегда встает загадочный советник Линдорф.
В Самаре оперу будут петь на французском языке с русскими супратитрами. Для спектакля сшили около 400 костюмов из сложных в обработке материалов - парчи, тафты, шелка, бархата, кружева, стекляруса. Наряды соотносятся с эпохой, в которой происходит действие акта.
В июне вместо премьеры, перенесенной на сентябрь, театр впервые устроил специальный вечер с показом костюмов - "Гофман-дефиле". Зрители увидели костюмы из еще не выпущенного спектакля, а также узнали подробности и секреты их появления.
- Мы показали огромную работу наших цехов, - говорит Складчиков. - От меня, как от художника, потребовалось более тысячи эскизов. Тщательно выбирали ткань и огромное количество оттенков индивидуально для каждого костюма.
В команду премьеры также вошли музыкальный руководитель и дирижер-постановщик Евгений Хохлов, художник по свету Ирина Вторникова и балетмейстер-постановщик Ирина Филиппова. Спектакль приурочен к 140-летию первого исполнения оперы в России.