Самарская область – регион с высокой концентрацией научно-образовательного потенциала. Здесь действуют 23 образовательные организации высшего образования, а на их базе – передовые инженерные школы (ПИШ), созданные по федеральному проекту при участии Минобрнауки и поддержке Правительства РФ. А ряд предприятий плотно сотрудничают с ними, устраивая на работу выпускников и даже студентов до завершения обучения. Так, например, на АВТОВАЗе студент может совмещать работу и учебу по индивидуальному графику: от одного до четырех дней на предприятии, остальные – в вузе.
ПИШ в Тольятти
Передовые инженерные школы нацелены на обеспечение квалифицированными кадрами высокопроизводительных экспортоориентированных секторов экономики, поддержку вузов, готовящих инженеров. 73 российских университета участвовали в конкурсе на получение статуса ПИШ, но только 20 из них получили это право. В их числе и Тольяттинский государственный университет, попавший в компанию МГУ им. Ломоносова, МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАИ и Санкт-Петербургского государственного университета.
Совет по грантам на оказание государственной поддержки для создания и развития передовых инженерных школ проходил в декабре 2023 года. Программу "ГибридТех" представляли президент АО "АВТОВАЗ" Максим Соколов, главный конструктор завода Сергей Аманов, ректор ТГУ Михаил Криштал и другие представители вуза. Передовую инженерную школу "Гибридные и комбинированные технологии" ("ГибридТех") создали в вузе совместно с высокотехнологичными компаниями. АВТОВАЗ – генеральный партнер ПИШ. Он взял на себя обязательства по софинансированию "ГибридТех" с 2024 по 2030 год.
Координационный совет "ГибридТеха" возглавляют два сопредседателя: исполнительный вице-президент по техническому развитию и стратегии АО "АВТОВАЗ" Евгений Шмелев и ректор ТГУ Михаил Криштал. На 2024 год был разработан совместный план мероприятий и начата подготовка квалифицированных специалистов для завода, предусматривающая проектную деятельность студентов, практику, стажировку, возможность трудоустройства на предприятие не только выпускников университета, но и студентов до завершения обучения по своему профилю подготовки.
Начало карьеры
К молодым специалистам на заводе относятся с особым вниманием. Студентам, совмещающим работу с обучением, ежемесячно выплачивается 15 000 рублей (пропорционально отработанному времени) до получения высшего образования. Предусмотрена и выплата бонуса-приветствия после трудоустройства в размере 30 000 рублей. А приехавшим из других регионов и не имеющим своего жилья в Тольятти предприятие компенсирует съем жилья в размере до 15 000 рублей, если сотрудник с семьей – до 25 000 рублей.
Система адаптации позволяет молодежи быстрее освоить свою профессию и более осознанно подойти к выстраиванию карьеры. С этой целью предприятия закрепляют за новыми работниками наставников.
- В рамках ПИШ ставили задачу готовить студентов, которые максимально адаптированы к условиям производства, - подчеркнул Сергей Аманов, главный конструктор - директор по инжинирингу продукта АО "АВТОВАЗ", научный руководитель ПИШ "ГибридТех". - Такая проектная вовлеченность с первых дней, с участием специалистов АВТОВАЗа, позволяет студентам приблизиться к реальным условиям и понять реальные потребности. Первокурсники уже начали первые шаги с анализа, что несомненно радует, но нельзя забывать про синтез, чтобы выйти на новый уровень.
Взаимовыгодное сотрудничество
В августе 2024 года первая партия продукции "ГибридТеха" была поставлена на автозавод. По заказу автопредприятия модернизировано пять автоматических линий ультразвуковой сварки деталей обивки дверей и панели приборов автомобиля LADA Vesta. Это стало видимым результатом непосредственного участия предприятия в создании и финансировании школы, чья деятельность направлена на внедрение передовых инженерных решений в автомобилестроении.
- Основная цель – повышение производительности линии и обеспечение ее стабильной работы в массовом производстве при трехсменном режиме работы, - поясняет Александр Селиванов, руководитель ПИШ "ГибридТех", директор института машиностроения ТГУ. - В общей сложности во всех линиях было установлено 60 ультразвуковых генераторов и 223 ультразвуковые головки для сварки. При этом 80 % комплектующих – отечественного производства. Проект был реализован в очень сжатые сроки – восемь месяцев с момента получения ТГУ номинации, а модернизация всех пяти линий была выполнена в течение трех недель. После модернизации удалось добиться повышения производительности более чем в полтора раза.
В проекте участвуют студенты ТГУ с первого по четвертый курсы. Стать частью команды АВТОВАЗа студенты ПИШ "ГибридТех" могут прямо сейчас, и по окончании учебы они будут не просто опытными специалистами, досконально знающими оборудование, на котором предстоит работать, а теми, кто внесет вклад в развитие автомобильной отрасли страны, уверены на заводе.
Фото предоставлено АО "АВТОВАЗ"