sovainfo.ru

Почему двигатели для лунного проекта разрабатывали в Куйбышеве

Мы продолжаем рассказывать о тех, благодаря кому наша страна вышла на передовые позиции в освоении космоса. В этом году исполнится 110 лет со дня рождения легендарного конструктора Николая Кузнецова. Об этом человеке написаны книги, сняты фильмы, в которых главное место отводится его роли в истории космического двигателестроения.

Четверть века назад одна из зарубежных фирм купила в Самаре партию ракетных двигателей, которые были изготовлены на одном из секретных предприятий нашего региона еще в 1970-х. Это были двигатели, созданные куйбышевским конструктором Николаем Кузнецовым для советской лунной программы, но по ряду причин так и не побывавшие в космосе.

В Куйбышеве после окончания Великой Отечественной войны началось строительство нескольких новых предприятий, в том числе и опытного завода № 2 в поселке Управленческом, где намечено было организовать производство принципиально новых авиационных моторов.

Осенью 1946 года из Германии на это предприятие в обстановке строжайшей секретности доставили немецких инженеров и техников. Ранее эти специалисты были заняты на заводах "Юнкерс", "БМВ" и "Аскания", а теперь им предстояло обеспечить подъем советской авиационной и космической отраслей.

Первое время опытным заводом № 2 руководили другие люди, но скоро им на смену приехал молодой инженер. Долгие десятилетия этот человек был засекречен. Зато сейчас его имя, уже ставшее легендарным, известно всем. Этим инженером был Николай Кузнецов, впоследствии академик и дважды Герой Социалистического Труда.

Николай Кузнецов родился 23 июня 1911 года в Актюбинске (ныне казахский город Актобе). Его отец Дмитрий Матвеевич по профессии был рабочим-котельщиком, а мать Мария Михайловна - домохозяйкой.

Фото: пресс-служба ПАО "Кузнецов"

В своем городе будущий конструктор окончил начальную школу, а завершил среднее образование уже в советское время в школе рабоче-крестьянской молодежи. Затем он учился на вечернем отделении Московского авиационного техникума, одновременно работая на заводе слесарем-сборщиком. В 1933 году Кузнецов поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Жуковского, который окончил с отличием в 1938 году.

Уже в то время молодой человек показал себя талантливым инженером, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного мотора мощностью 1500 лошадиных сил, заинтересовавшую даже ведущих конструкторов страны. Перспективного выпускника оставили на институтской кафедре, и в апреле 1941 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

С самых первых дней войны Кузнецов неоднократно писал заявления с просьбой отправить его в действующую армию, однако у руководства были другие планы в отношении молодого кандидата технических наук. Он попал на Северо-Западный фронт летом 1942 года, но только на стажировку, в качестве старшего инженера одной из дивизий 6-й воздушной армии. В октябре того же года Кузнецова вновь отправили в тыл, на Уфимский авиационный завод, где он проработал почти семь лет.

Фото: пресс-служба ПАО "Кузнецов"

Затем был Куйбышев, где в 60-90-х годах прошлого века созданы лучшие разработки Николая Кузнецова.

Например, в начале 1960-х коллектив ОКБ вступил в международное соперничество по созданию двигателя для сверхзвукового пассажирского самолета. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет самолета Ту-144 с двигателями НК-144, который почти на два месяца опередил первый полет англо-французского "Конкорда". Двигатель Кузнецова позволил впервые в мире в два раза превысить скорость звука в гражданской авиации.

А одним из самых известных направлений деятельности куйбышевских двигателистов стала их работа над жидкостными реактивными двигателями для космических ракет, в которую предприятие впервые включилось в 1959 году, создав некоторые конструкции для межпланетных станций.

Фото: пресс-служба ПАО "Кузнецов"

Николай Кузнецов принял решение разрабатывать ЖРД по замкнутой схеме, его поддержал Сергей Королев, для ракет которого создавались эти двигатели. В стране и в мире подобного опыта еще не было. Кислородно-керосиновые двигатели НК-33, НК-39, НК-43, НК-31 до сих пор остаются непревзойденными по параметрам и надежности.

Николай Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта, который, правда, не был реализован.

Главной причиной подключения куйбышевского ОКБ-276 к этой престижной программе стал конфликт между Сергеем Королевым и Валентином Глушко, который отказался от участия в лунном проекте. Тогда Королев передал задание по двигателям в Куйбышев. Николай Кузнецов заказ принял.

Николай Кузнецов предложил поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 двигателя НК-33, уже готовых и хорошо им освоенных. Сергей Королев это предложение принял, увеличив число движков до 30, чтобы они при одновременном действии развили тягу в 4500 тонн, необходимую для выхода на окололунную орбиту. В такой компоновке ракета Н-1 вскоре и была построена.

Фото: Юлия Рубцова

Хотя советская лунная программа, как уже говорилось, в итоге не была реализована, новаторские конструкторские решения Николая Кузнецова страна оценила по достоинству.

Под руководством Николая Кузнецова с 1949 по 1994 год в Куйбышеве (Самаре) было создано почти 60 модификаций двигателей марки НК. Разработки коллектива Николая Кузнецова в области ракетных двигателей до сих пор остаются актуальными и востребованными.

Чрезвычайно перспективной конструкцией по сей день остается принципиально новый двигатель НК-93, на десятилетия опередивший свое время. Коллеги считают, что этот проект был главным детищем всей жизни Николая Кузнецова.


поделиться: