sovainfo.ru

По следам венедов и буртасов: самарские ученые приоткрывают тайны древних народов

Недавно в областном центре, в издательстве "Вояджер: мир и человек", вышла в свет книга "Венеды. Индоевропейский контекст" (16+). Авторы – трое самарских ученых. Археолог Алексей Богачев, антрополог Александр Хохлов и историк Александр Кузнецов.


Об их предках писал Гомер

Монография самарских авторов представляет собой собрание очерков о судьбе одного из древнейших индоевропейских народов – венедов (венетов, энетов). Об этой загадочной племенной группе было написано множество научных трудов во всем мире. Мнения исследователей о ее корнях и родстве с другими народами противоречивы. Самарские ученые делают собственные выводы, проанализировав множество письменных, археологических, этнографических источников и данные топонимики.

- Мы выяснили поразительную вещь, - говорит Алексей Богачев. - Оказывается, материальная культура, зародившаяся где-то в степях Волго-Уралья, была позднее воспроизведена на других территориях. Скажем, на Крите. Или в Трое, описанной Гомером. Об этом свидетельствуют археологические находки. Например, навершия-скипетры. Сравните: вот троянский топор, раскопанный Шлиманом и выставлявшийся в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. И наш, найденный в курганном могильнике Новопавловка в Красноармейском районе. Он точно такой же.

Историю венедов бронзового века, напоминают авторы книги, затрагивал еще Гомер в "Илиаде", когда описывал, как отряд воинов-энетов с севера Малой Азии направился к стенам Илиона на помощь осажденным троянцам. Далее у многочисленных авторов, писавших о венедах, исторические сведения перемежаются с мифами и легендами. Отделить одно от другого самарским ученым помогли новые, появившиеся за последние десятилетия возможности. Это компьютерные карты и ДНК-анализы. 
У этого народа индоевропейские корни.
 
Как считают самарские авторы, венеды, широко расселившись по Европе, интегрировались с другими этносами, неизбежно теряя какие-то элементы своей культуры и приобретая новые. Это нашло отражение в костюмах, орнаментах, бытовой утвари, в характере жилищ и погребальных обрядах. Авторы сравнивают орнаменты в разных регионах Европы. Они носили этнокультурное значение – с их помощью можно отделить одну общность от другой.
 
Мало что определенного мы можем сказать о том, как выглядели венеды, поскольку у них существовал обряд трупосжигания, и реконструировать их облик по костям невозможно. Память о себе они сохранили в топонимике. Авторы книги приводят подробную карту географических названий, связанных с венедами. Их сотни по всей Европе. Те, которые на слуху в большей мере, - города Вена и Венеция.
 
Из ныне живущих народов, по мнению Алексея Богачева, наиболее близки к венедам словенцы, являющиеся основной нацией государства Словении.
 
Отдельные места этой сугубо научной книги читаются как детектив. Например, когда речь идет о том, как король остготов Германарих в IV веке нашей эры сражался с венедами. По предположению авторов книги, эти столкновения вполне могли произойти где-нибудь на Самарской Луке. Во всяком случае, об этом может свидетельствовать судьба городища Лбище, которое не раз было исследовано самарскими археологами, начиная с 70-х годов прошлого века. Судя по многим признакам, оно было сожжено в результате внезапного нападения врагов и прекратило свое существование как раз в IV веке. Население этого городища пришло на Среднюю Волгу из районов Поднепровья и вполне могло принадлежать к венедам. Еще основатель археологического центра в Самаре Галина Матвеева в начале нынешнего века убедительно обосновала сходство материальной культуры этого городища с западными аналогами. Об этом свидетельствуют найденные в ходе раскопок украшения, керамическая посуда и детали костюмов.
 
В книге вводятся в научный оборот новые археологические и антропологические материалы, связанные с расселением венедов. Здесь же на авторских фотографиях можно увидеть сотни артефактов из десятков музейных коллекций Европы и Азии.
 
Наверняка у этой основательной книги, открывающей некоторые тайны древнего загадочного народа, найдутся читатели и за рубежом. Один из экземпляров со своими автографами авторы оправили королю Норвегии Харальду V.

"Дети асов"
 
Сейчас Алексей Богачев и его коллеги работают над книгой о сарматах и буртасах – загадочном народе, жившем на правом берегу Средней Волги. Впервые они упоминаются в арабских источниках в IX веке, а в русских литературных памятниках - в XIII. Среди ученых идут споры о том, с кем из современных народов родственны буртасы. Одни говорят, что их культуру унаследовали чуваши, другие – татары, и этому находятся подтверждения в топонимах. Пензенские и мордовские исследователи ищут следы буртасов на своей территории. По мнению Богачева, заслуживает внимания версия, что буртасы родственны современным аланам. Их язык принадлежал к иранской группе.

- Само слово "буртас" переводится с иранского как "дети аса", или "речные асы", - рассказывает археолог. - А "асы" - это сарматы, говорившие на иранских языках. То есть буртасы – потомки сарматов. Я решил составить карту топонимов с морфемой "ас". Они аккуратно "легли" на карту Европы. Их получилось 86. В России такие топонимы концентрируются в районе Башкортостана и Самарской Луки. Пример - село Аскулы в нашей области. Как писал археолог Марк Щукин в книге "Готский путь", аланы легко смешивались с другими народами и принимали их культуру. Очевидно, что и буртасы "растворились" в мордве, в татарах, в чувашах, оставив им какие-то свои речевые моменты. И их голос доносится до нас через века в виде топонимов с морфемой "ас".

Немало археологических находок свидетельствуют о материальном наследии поздних сарматов. Это в частности, женские украшения в виде кольцевых подвесок или серег с многогранниками на конце. А еще антропоморфные амулеты в виде человечков. Таких находок на Самарской Луке было сделано немало…


поделиться: