Это не первая выставка мастера-эмальера в Самарской губернской думе. В прошлом году он представил здесь свою экспозицию "С любовью к родине".
Виталий Пыхонин работает в реалистичной манере. Часто он использует сложную смальту, дающую яркие и глубокие цвета.
К созданию своих произведений Пыхонин подходит основательно. Прежде чем взяться за работы из цикла, представленного на нынешней выставке, он внимательно изучил не только творчество Рериха, но и книги, написанные о нем. В частности, изданный в Италии фолиант об этом художнике и монографию известного российского исследователя его жизни и деятельности Владимира Росова "Свет небесный".
- Рерих – это такая глыба! Чтобы делать работы по мотивам его картин, нужен огромный творческий запал, - говорит мастер. - Этот художник заинтересовал меня в восьмидесятых годах, когда в Самару, в художественный музей, приехала выставка его произведений. Чтобы попасть на нее, я отстоял в очереди пять часов. Полотна этого художника восхитили меня своей яркостью, необычностью, поразительной синевой.
Прошло много лет, и, уже став мастером-эмальером, Виталий Пыхонин вернулся к Николаю Рериху. Во многом это случилось потому, что Рерих был дружен с княгиней Марией Тенишевой – художницей, общественным деятелем, меценатом, основательницей студии изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Музея русской старины в Смоленске. Именно она в начале прошлого века возродила в Европе эмалевое дело и сама стала выдающимся мастером. Пыхонин, занимаясь этим видом искусства, внимательно изучил ее творчество и биографию.
В нынешнем году он создал в технике горячей эмали пять произведений по мотивам картин Николая Рериха - "Заморские гости", "Звенигород", "Странник светлого града", "Мадонна Лаборис", "Пасхальная ночь". На всю эту работу ушло восемь месяцев. А вначале Пыхонин заказал в Издательском доме "Агни" копии этих полотен, в которых Рерих проявил себя как православный художник.
- Любая картина любит цвет. Рерих, зная об этом, добавлял в краски минералы, благодаря чему получался яркий колорит, - рассказывает Виталий Пыхонин. - Многие живописцы позднее последовали его примеру. Эмаль тоже очень любит цвет. Передать в этой технике творческую манеру художника было довольно сложно. Особенно трудно мне далась работа по мотивам "Русской Пасхи". Нужно было передать этот космос, это звездное небо, изображенное на картине художника. На полотне мы видим, как верующие выходят из храма, с песнопениями, с хоругвями, со свечами. И у зрителей возникает ощущение, что в этот момент тьма отступает, и небо начинает светлеть. Это удалось показать с помощью специальной австрийской эмали, которая передает глубокие цвета.
В своих работах Виталий Пыхонин показал многие достопримечательности нашей губернии. В ближайших планах мастера – создать цикл произведений, на которых будут запечатлены знаковые здания Самары, построенные в стиле модерн. Это будут воплощенные в эмали памятники лучшей самарской архитектуре, которая в первозданном виде, увы, практически не сохранилась. Но для того, чтобы приступить к работе, нужны материалы, которые сейчас довольно дороги для человека, живущего на пенсию. Виталий Пыхонин готов продать созданную им коллекцию эмалей по мотивам картин Рериха. И начать новый этап своей творческой деятельности.