Форум, организованный региональным Минобром в партнерстве с профильным профсоюзом, прошел на базе Института развития образования Самарской области.
- Практика наставничества развивается десятки лет, но в этом году, объявленном Годом педагога и наставника, мы уделяем особое внимание этой теме, - сказал в ходе выступления на пленарном заседании министр образования и науки Самарской области Виктор Акопьян. – Первый форум состоялся в прошлом ноябре, и сегодня нам важно подвести итоги за год и поставить задачи развития этого направления на будущее. Мы обсудили не только статистику, но и проблемы, и лучшие практики и решения. Очень важно, чтобы в работе пары наставник – наставляемый был результат, за которым будет стоять успех каждого ребенка.
Глава ведомства также напомнил, что с 1 сентября 2023 года в системе образования появились новые квалификационные категории – педагог-методист и педагог-наставник. Каждый работник, имеющий один из этих статусов, получает доплату к основному заработку.
Говоря о поиске путей наиболее эффективного взаимодействия между опытными педагогами и новичками в профессии, Виктор Акопьян привел данные опроса, проведенного в этом году региональным Минобром в преддверии Августовской конференции работников образования.
- Мы задали молодым учителям и профессионалам со стажем один и тот же вопрос: чего они ждут от совместной работы? Начинающие педагоги ответили, что в первую очередь им нужна эмоционально-психологическая поддержка. Наставники ответили, что прежде всего они должны оказать молодежи методическую помощь в преподавании предметов. Третий – самый неожиданный вариант ответа – предложил искусственный интеллект: важнее других составляющих для молодого учителя - коммуникативные навыки, умение выстраивать отношения с детьми, родителями, коллегами, - сказал министр.
По словам министра, опираясь, в том числе, на анализ этих данных, в регионе будут строить планы по развитию наставничества в сфере образования.
- Проблема дефицита кадров для нашей отрасли актуальна, - говорит председатель Самарского областного профсоюза работников народного образования и науки РФ Антонина Гудкова. - Это связано с разными процессами, происходящими в обществе, в том числе и позитивными. Сейчас у нас в регионе строят много жилья, появились большие микрорайоны-спутники, где открыли новые крупные школы. Конечно, системе нужны молодые кадры, которые нужно сначала подготовить, затем сохранить и обеспечить непрерывное повышение квалификации.
По словам Гудковой, педагогов в области готовят 8 вузов и 29 учреждений СПО. В системе общего образования особенно остро не хватает учителей начальной школы, физики, математики, иностранного языка.
- Чтобы сохранить кадры, надо создать в школе условия для молодых учителей, привить им вкус к профессии. Для решения этих задач в области уже семь лет работает Школа молодого педагога, через которую прошли 700 начинающих преподавателей. Практически все они остались в профессии и стали в ней успешными.
Исполняющий обязанности ректора Института развития образования Самарской области Игорь Минаев рассказал, что кроме пленарного заседания в ходе форума прошла серия мастер-классов, на которых коллеги поделились своим опытом наставнической деятельности, успешными результатами.
- Такие мероприятия позволяют качественно повысить уровень этой работы в образовательных организациях, - отметил он.
Участник форума - председатель профкома Сызранского политехнического колледжа Александр Григорьев уже девятый год является наставником у молодых преподавателей.
- Будущее каждого профессионала, в какой бы отрасли он ни развивался, во многом зависит от наставника, который стремится передать своим подопечным все лучшее, что сам накопил за годы работы.
В Самарской области разработаны и действуют 1363 программы наставничества в сфере образования. В роли наставников выступают 3500 опытных профессионалов своего дела. Всего наставничеством в региональном образовании охвачены 8536 человек.