sovainfo.ru

Педагог из Самары рассказала, как нескучно преподавать химию

Финалист конкурса "Учитель года", учитель химии из Образовательного центра поселка Смышляевка Елена Лесная разработала собственные педагогические приемы, чтобы доказать, что даже самый сложный предмет дети легко поймут, если их заинтересовать.


Дело случая

- Елена Сергеевна, почему вы выбрали профессию педагога, ещё и такую редкую специальность?

- На самом деле я никогда не хотела быть учителем. После 9 класса пошла подавать документы в колледж на специальность художника-оформителя. По дороге заметила интересное здание, решила зайти посмотреть. Оказалось, что это областная школа-интернат для одаренных детей. Там, увидев мой "красный" аттестат, меня никуда уже не отпустили, уговорили поступать в 10 класс.

Нужно было выбирать профиль - биохимический или гуманитарный. У меня душа лежала к первому. Так в 10 классе я познакомилась с учителем химии, который привил любовь к этому предмету.

Я просто пропала, кроме химии мне ничего не было интересно. Весь класс списывал у меня химию, а я, в свою очередь, списывала все остальные предметы (смеётся).
Причем я даже не учила ее, я просто впитывала все, что говорит учитель. Все темы мы разбирали в основном на практике - решали задачи, а учебник иногда даже не открывали.

Теперь я также преподаю уже своим ученикам. Я не требую с них зубрить наизусть длинные определения. Для меня главное, чтобы они поняли мой предмет. И им это нравится, они с легкостью воспринимают даже самые сложные темы.

У девушки, увлеченной химией, было два пути - в учителя или фармацевты. Тут в дело снова вмешался случай. Чтобы выучиться на фармацевта, мне пришлось бы уезжать далеко от родного города. Поэтому я пошла в "пед". После окончания вуза пять лет проработала на родине, в Казахстане, а потом по программе переселения мы с семьёй переехали в Россию, и я пришла в смышляевскую школу № 3.

- Тяжело было адаптироваться на новом месте?

- Интересно. Единственной сложностью оказалась потеря категории - моя казахстанская аттестация здесь не признается, так что пришлось заново нарабатывать опыт.
В новой школе я не только преподавала свой предмет, но была ещё и педагогом-организатором. На мне были все школьные мероприятия, часто приходилось их вести. Это был хороший опыт, с тех пор мне вообще не страшны публичные выступления, это очень помогло на "Учителе года".

Мне доверили руководить открывшейся в школе "Точкой роста", а затем и кванториумом. Эти должности научили многому - приходилось участвовать в конкурсах, брать всю инициативу на себя. Так я проработала три года.

- И перешли в новый образовательный центр?

- Да, в этом учебном году меня пригласили сюда, и я сразу согласилась. Здесь у меня нет обязанностей руководителя, и я могу работать именно с детьми, учителем. У меня большая нагрузка, - только в параллели восьмых у нас восемь классов. Но мне это в удовольствие. Можно сказать, с детьми я отдыхаю.

- Хотя возраст вам достался очень непростой.

- Возраст непростой, но ребята относятся ко мне с уважением. Я всегда чувствую себя уверенно, держу дистанцию, не общаюсь с ними, как с ровесниками. И это правило работает в обе стороны. Важно, чтобы дети тоже чувствовали, что учитель их уважает. Я никогда не называю их по фамилии, только по именам и на "вы". Их это очень дисциплинирует.

В то же время я всегда открыта к общению. В этом году взяла классное руководство в очень сложном девятом классе. Все дети пришли из других школ, друг друга не знали, и моя задача была сплотить их. Проводила много внеклассных мероприятий, чаепития, разговаривали "по душам". Ребята это оценили. Теперь часто забегают ко мне не перемене по каким-то своим делам или просто поговорить.

Важно найти индивидуальный подход к каждому, знать их семейную ситуацию, их сильные и слабые стороны, помогать раскрыться. Бывает ведь, что ребенок в учебе отстает, но при этом невероятно талантлив в чем-то другом, и нужно его в этом поддержать.

Химия и жизнь

- Вы - строгий учитель, двойки ставите?

- Бывает. Дети иногда даже плачут. Но потом все равно понимают, что оценка справедлива, благодарят. При этом у меня есть железное правило - я всегда разрешаю двойку исправить. Так появляется стимул. Когда ребенок знает, что плохая оценка стоит, и сделать с этим ничего нельзя, он не видит смысла дальше стараться. А ведь бывает так, что к концу четверти ученик подтягивается, усваивает все пройденные темы, и надо это рвение поощрить.

- У вас есть какие-то особые педагогические приемы, которые помогают объяснять сложный предмет?

- Мы ничего не зубрим. В основном на уроках решаем задачки и разбираем примеры, связанные с реальной жизнью. Я объясняю детям, где мы можем встретить какие-то реакции, как их применить.

Самое элементарное - реакция горения. Горение металла с яркими вспышками - это всегда эффектно, дети любят наблюдать. При этом мы изучаем признаки химических реакций, учимся отличать химические явления от физических.

Я сразу знакомлю ребят со всеми формулами химических веществ, которые есть дома: соль, сода, уксус, мыло, дезинфицирующие средства, стекло. Им это интересно, тема цепляет, и дальше можно направлять их внимание на более серьезные вещи.

Они очень любят эксперименты. Тем более сейчас работать одно удовольствие – все реактивы по заявке всегда в наличии. Растворы я готовлю сама, я ещё лаборант по совместительству. То, что дети могут увидеть все опыты не на видео, а вживую, очень удобно.

- Наверное, при таком подходе многие ваши ученики влюбляются в предмет, как и вы когда-то?

- Для меня критерий их увлеченности – число ребят, которые выбирают химию для ГИА в девятом классе, ведь предмет по выбору – этот тот предмет, который тебе нравится и в котором ты хорошо ориентируешься. В этом году я готовлю к экзамену шесть учеников, а в следующем сдавать химию планируют уже больше 20 человек.

Усталости нет

- Какие ваши наработки помогли вам стать финалистом "Учителя года"?

- Если честно, я вообще не представляла, что это за конкурс и что меня ждет. Видимо, администрация школы увидела во мне какую-то перспективу и предложила поучаствовать. А я, как ответственный человек, не могла отказаться. Не могу сказать, что я каким-то особым образом готовилась. Просто показывала то, что умею, что вызывает наибольший отклик учеников, и этап за этапом проходила дальше.

На финале представила свой мастер-класс, который мы с детьми готовили для научно-практических конференций. Научила, как в домашних условиях определить качество молока.

Это несколько очень простых экспериментов, чтобы определить наличие в молоке соды, крахмала и других примесей, узнать жирность. Рассказала, как правильно выбирать молоко, чем отличаются нормализованное, восстановленное и цельное, как нас могут обманывать производители. Тема заинтересовала, ведь все мы покупаем этот продукт каждый день, но не задумываемся о таких вещах.

На педсовете с министром я раскрыла роль педагога и классного руководителя как навигатора, наставника, помощника. На собственном опыте работы с учениками показала, как увидеть в ребенке талант и раскрыть его.

- Отдавая столько времени и сил детям, как вы справляетесь с усталостью и профессиональным выгоранием?

- Я даже не знаю, что это такое. Работая пять дней в неделю, я могу прийти на работу и в выходные, чтобы приготовить растворы для следующих занятий. Когда свое дело любишь, когда тебе все в радость, и усталости нет. Хотя, конечно, иногда общение с подростками эмоционально выматывает, иногда, объяснив сложные темы, приходишь домой без голоса. Но на следующий день все равно встаёшь и радостно бежишь на работу.


поделиться: