Дело случая
- Елена Сергеевна, почему вы выбрали профессию педагога, ещё и такую редкую специальность?
- На самом деле я никогда не хотела быть учителем. После 9 класса пошла подавать документы в колледж на специальность художника-оформителя. По дороге заметила интересное здание, решила зайти посмотреть. Оказалось, что это областная школа-интернат для одаренных детей. Там, увидев мой "красный" аттестат, меня никуда уже не отпустили, уговорили поступать в 10 класс.
Нужно было выбирать профиль - биохимический или гуманитарный. У меня душа лежала к первому. Так в 10 классе я познакомилась с учителем химии, который привил любовь к этому предмету.
Я просто пропала, кроме химии мне ничего не было интересно. Весь класс списывал у меня химию, а я, в свою очередь, списывала все остальные предметы (смеётся).
Причем я даже не учила ее, я просто впитывала все, что говорит учитель. Все темы мы разбирали в основном на практике - решали задачи, а учебник иногда даже не открывали.
Теперь я также преподаю уже своим ученикам. Я не требую с них зубрить наизусть длинные определения. Для меня главное, чтобы они поняли мой предмет. И им это нравится, они с легкостью воспринимают даже самые сложные темы.
У девушки, увлеченной химией, было два пути - в учителя или фармацевты. Тут в дело снова вмешался случай. Чтобы выучиться на фармацевта, мне пришлось бы уезжать далеко от родного города. Поэтому я пошла в "пед". После окончания вуза пять лет проработала на родине, в Казахстане, а потом по программе переселения мы с семьёй переехали в Россию, и я пришла в смышляевскую школу № 3.
- Тяжело было адаптироваться на новом месте?
- Интересно. Единственной сложностью оказалась потеря категории - моя казахстанская аттестация здесь не признается, так что пришлось заново нарабатывать опыт.
В новой школе я не только преподавала свой предмет, но была ещё и педагогом-организатором. На мне были все школьные мероприятия, часто приходилось их вести. Это был хороший опыт, с тех пор мне вообще не страшны публичные выступления, это очень помогло на "Учителе года".
Мне доверили руководить открывшейся в школе "Точкой роста", а затем и кванториумом. Эти должности научили многому - приходилось участвовать в конкурсах, брать всю инициативу на себя. Так я проработала три года.
- И перешли в новый образовательный центр?
- Да, в этом учебном году меня пригласили сюда, и я сразу согласилась. Здесь у меня нет обязанностей руководителя, и я могу работать именно с детьми, учителем. У меня большая нагрузка, - только в параллели восьмых у нас восемь классов. Но мне это в удовольствие. Можно сказать, с детьми я отдыхаю.
- Хотя возраст вам достался очень непростой.
- Возраст непростой, но ребята относятся ко мне с уважением. Я всегда чувствую себя уверенно, держу дистанцию, не общаюсь с ними, как с ровесниками. И это правило работает в обе стороны. Важно, чтобы дети тоже чувствовали, что учитель их уважает. Я никогда не называю их по фамилии, только по именам и на "вы". Их это очень дисциплинирует.
В то же время я всегда открыта к общению. В этом году взяла классное руководство в очень сложном девятом классе. Все дети пришли из других школ, друг друга не знали, и моя задача была сплотить их. Проводила много внеклассных мероприятий, чаепития, разговаривали "по душам". Ребята это оценили. Теперь часто забегают ко мне не перемене по каким-то своим делам или просто поговорить.
Важно найти индивидуальный подход к каждому, знать их семейную ситуацию, их сильные и слабые стороны, помогать раскрыться. Бывает ведь, что ребенок в учебе отстает, но при этом невероятно талантлив в чем-то другом, и нужно его в этом поддержать.
Химия и жизнь
- Вы - строгий учитель, двойки ставите?
- Бывает. Дети иногда даже плачут. Но потом все равно понимают, что оценка справедлива, благодарят. При этом у меня есть железное правило - я всегда разрешаю двойку исправить. Так появляется стимул. Когда ребенок знает, что плохая оценка стоит, и сделать с этим ничего нельзя, он не видит смысла дальше стараться. А ведь бывает так, что к концу четверти ученик подтягивается, усваивает все пройденные темы, и надо это рвение поощрить.
- У вас есть какие-то особые педагогические приемы, которые помогают объяснять сложный предмет?
- Мы ничего не зубрим. В основном на уроках решаем задачки и разбираем примеры, связанные с реальной жизнью. Я объясняю детям, где мы можем встретить какие-то реакции, как их применить.
Самое элементарное - реакция горения. Горение металла с яркими вспышками - это всегда эффектно, дети любят наблюдать. При этом мы изучаем признаки химических реакций, учимся отличать химические явления от физических.
Я сразу знакомлю ребят со всеми формулами химических веществ, которые есть дома: соль, сода, уксус, мыло, дезинфицирующие средства, стекло. Им это интересно, тема цепляет, и дальше можно направлять их внимание на более серьезные вещи.
Они очень любят эксперименты. Тем более сейчас работать одно удовольствие – все реактивы по заявке всегда в наличии. Растворы я готовлю сама, я ещё лаборант по совместительству. То, что дети могут увидеть все опыты не на видео, а вживую, очень удобно.
- Наверное, при таком подходе многие ваши ученики влюбляются в предмет, как и вы когда-то?
- Для меня критерий их увлеченности – число ребят, которые выбирают химию для ГИА в девятом классе, ведь предмет по выбору – этот тот предмет, который тебе нравится и в котором ты хорошо ориентируешься. В этом году я готовлю к экзамену шесть учеников, а в следующем сдавать химию планируют уже больше 20 человек.
Усталости нет
- Какие ваши наработки помогли вам стать финалистом "Учителя года"?
- Если честно, я вообще не представляла, что это за конкурс и что меня ждет. Видимо, администрация школы увидела во мне какую-то перспективу и предложила поучаствовать. А я, как ответственный человек, не могла отказаться. Не могу сказать, что я каким-то особым образом готовилась. Просто показывала то, что умею, что вызывает наибольший отклик учеников, и этап за этапом проходила дальше.
На финале представила свой мастер-класс, который мы с детьми готовили для научно-практических конференций. Научила, как в домашних условиях определить качество молока.
Это несколько очень простых экспериментов, чтобы определить наличие в молоке соды, крахмала и других примесей, узнать жирность. Рассказала, как правильно выбирать молоко, чем отличаются нормализованное, восстановленное и цельное, как нас могут обманывать производители. Тема заинтересовала, ведь все мы покупаем этот продукт каждый день, но не задумываемся о таких вещах.
На педсовете с министром я раскрыла роль педагога и классного руководителя как навигатора, наставника, помощника. На собственном опыте работы с учениками показала, как увидеть в ребенке талант и раскрыть его.
- Отдавая столько времени и сил детям, как вы справляетесь с усталостью и профессиональным выгоранием?
- Я даже не знаю, что это такое. Работая пять дней в неделю, я могу прийти на работу и в выходные, чтобы приготовить растворы для следующих занятий. Когда свое дело любишь, когда тебе все в радость, и усталости нет. Хотя, конечно, иногда общение с подростками эмоционально выматывает, иногда, объяснив сложные темы, приходишь домой без голоса. Но на следующий день все равно встаёшь и радостно бежишь на работу.