По мнению полномочного представителя Игоря Комарова, развитие речного пассажирского транспорта актуально для регионов ПФО:
- У нас есть предприятия, обладающие серьезными компетенциями в разработке и производстве пассажирских и торговых судов, поэтому в ПФО эта сфера будет развиваться и дальше. При этом развитие отрасли дает также мультипликативный эффект и оказывает существенное влияние на другие сферы – туризм, промышленность, экологию, энергетику, инфраструктуру и другие.
Фото: Госдума РФ
Ранее Президент России Владимир Путин дал ряд поручений по итогам совещания по вопросам развития речного судоходства. В их числе - к 1 декабря разработать маршрутную сеть пассажирских перевозок по внутренним водным путям европейской части РФ на период до 2035 года.
Председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что цена на суда для пассажирских речных перевозок должна стать доступной для регионов ПФО, в том числе и для Самарской области. Это поможет соединить областные центры с другими населенными пунктами.
Как отметил председатель Госдумы, появившиеся заказы помогли ожить предприятию, но темпы производства необходимо наращивать, работая напрямую с волжскими городами: Самарой, Саратовом, Волгоградом и другими. Он добавил, что цена на пассажирский речной транспорт должна стать доступной для регионов.
- Надо отрабатывать эти программы. Мы со своей стороны будем делать все возможное для поддержки, потому что, если взять Астраханскую, Волгоградскую, Саратовскую, Самарскую, Нижегородскую, Ульяновскую области - каждый регион с удовольствием заказал бы пять-шесть "Метеоров" или "Валдаев" для того, чтобы внутри регионов осуществлять перевозки, соединив областной центр с городами области, - добавил спикер ГД.
Фото: Госдума РФ
Самарская область активно работает над развитием речного транспортного сообщения. Во время недавнего совещания по развитию воднотранспортной системы России Дмитрий Азаров доложил Владимиру Путину о работе по созданию портово-логистического хаба в рамках транспортного коридора "Север - Юг" в регионе. Напомним, эту тему губернатор обсуждал с Президентом на прошедшей в этом году встрече. Тогда Владимир Путин одобрил инициативу и дал поручение о проработке этого вопроса с профильными ведомствами.
Фото: предоставлено департаментом информполитики Самарской области
Дмитрий Азаров отметил, что в силу своего уникального географического положения наш регион обладает большим потенциалом для развития речных перевозок - как внутренним водным транспортом, так и транзитными судами.
- Мы являемся единственным регионом Приволжья, где расположено три речных порта для судов класса "река – море", имеющих выход к Волго-Донскому, Беломорско-Балтийскому судоходным каналам. Также глубины позволяют уже сейчас принимать суда с осадкой пять метров, - дорожил главе государства губернатор.
Создание транспортно-логистического хаба в Самарской области позволит разгрузить Транссибирскую железнодорожную магистраль, укрепить торгово-экономические отношения с Ираном и другими странами Каспийского бассейна, Персидского залива, а также Индии и Китая.
- Сегодня наша страна видит перспективы развития на Востоке и Юге. И это хороший шанс для Самарской области укрепить позиции как крупнейшего транспортного узла России. Этому будет способствовать создание федерального портово-логистического хаба. Реализация этого проекта позволит сформировать новые транспортные коридоры и торговые маршруты, - подчеркивал ранее Дмитрий Азаров.
Развивается в Самарской области и собственное судостроительство. В апреле этого года Дмитрий Азаров отмечал:
- Сейчас мы нашли хороший, на мой взгляд, проект. И нашему предприятию ЗАО "Нефтефлот" заказываем суда, которые будут работать на межмуниципальных перевозках по Волге. Фактически мы восстановили компетенции судостроения на территории Самарской области.
А в декабре прошлого года Дмитрий Азаров дал старт спуску на воду двух новых промерных судов, построенных самарским заводом "Нефтефлот". Компания обеспечена заказами на несколько лет вперед и участвует сразу в нескольких проектах по государственным контрактам на строительство судов.
Фото: предоставлено департаментом информполитики Самарской области
Новые компетенции осваивают и другие компании региона. Так, на прошлой неделе на форуме "Армия-2023" АО "Авиакор-Авиационный завод" представил на выставке судно-амфибию на воздушной подушке. Дмитрий Азаров осмотрел самарскую разработку. Судно СВП-800 способно перевозить пассажиров и груз круглый год при температуре от -25 до +40 °C, даже в период ледохода и ледостава на реках. Запас хода – 360 километров, электронное управление упрощает управляемость и улучшает маневренность аппарата, скорость – до 100 км/ч по льду и до 80 км/ч по воде.
- Представленное судно на воздушной подушке очень востребовано в нашем регионе, богатом своими водными и речными объектами, - сказал глава региона и добавил, что в последние годы регион обновил парк такой техники. - На мой взгляд, к выпуску готовится очень качественный продукт. Надеюсь, в 2025 году судно будет запущено в серийное производство, мы готовы поддерживать производство. Уже есть запросы от МЧС, Росгвардии, Министерства обороны. Мы видим потенциал использования судна и для гражданских целей – перевозки пассажиров.
В 2022 году в регион поступили два скоростных судна "Валдай-45Р", собранные в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Р.Е. Алексеева. Это пассажирское судно вмещает 45 человек и развивает скорость до 65 км/ч. Может преодолевать расстояние до 400 км. К началу навигации 2023 года в Самару привезли еще два. Они начали ходить по маршруту Самара – Ширяево, а в этом году еще и в Винновку и обратно.
Фото: Дмитрий Бурлаков
Также есть планы и на улучшение туристической доступности Сызрани.
- У нас вместе с жителями Сызрани есть давняя мечта - создать условия для захода круизных судов в Сызрань. Рассчитываю, что уже в этом году приложим усилия для решения этой задачи. Сызрань является важным городом для Самарской области. Будем повышать туристическую привлекательность региона. Тем более что в последние годы многое для этого сделано, - отмечал глава региона.
По итогам 2022 года на пригородном регулярном сообщении по госконтрактам перевезено 686 тысяч пассажиров, а на 1 августа 2023 года - 403 тысячи, при том, что июнь и июль этим летом выдались холодными. Что касается грузоперевозок, за 2022 год через порт Тольятти было транспортировано 7,267 млн тонн, через Самару - 3,62 млн тонн.