sovainfo.ru

Обман онлайн: как защитить деньги от мошенников

Интернет-мошенники постоянно совершенствуют обкатанные схемы увода денег с банковских карт и счетов, а также придумывают новые. Как эффективно противостоять им? Об этом эксперты в сфере финансовой безопасности поговорили в пресс-центре Самарского областного вещательного агентства.

Обман онлайн: как защитить деньги от мошенников Фото: Виктория Старосельская

"Классические" уличные грабежи - "Жизнь или кошелек" - это уже достояние прошлого. Преступники обжили онлайн-пространство, придумывают все более сложные и изощренные комбинации, чтобы получить доступ к чужим финансам. Схемы меняются быстро. Еще в конце прошлого года с незнакомого номера мог позвонить человек, который представлялся сотрудником службы безопасности банка или представителем правоохранительных органов, чтобы узнать персональные данные и другую информацию, дающую доступ к накоплениям. Сегодня распространение получают другие сценарии.

- Содержание мошеннической схемы всегда одно, а формы могут быть разными, - рассказал руководитель службы по работе с акционерами банка ВТБ Владимир Хоткин. - Мошенникам нужна либо информация, либо деньги. При этом они действуют все более неординарно и сложно, потому что цифровая грамотность людей с каждым годом повышается. Злоумышленники активно подстраиваются под новостную повестку и регулярно придумывают новые схемы обмана. Наиболее распространены обманы, основанные на социальной инженерии. Примерно каждый третий случай мошенничества приходится на схемы с оформлением кредитов. Многие уже не берут трубку при звонках с незнакомого номера, поэтому все чаще мошенники либо взламывают, либо создают фейковые аккаунты в мессенджерах и там ведут общение.

Как это выглядит? Человеку приходит сообщение якобы от руководителя с указанием ответить на запрос из бухгалтерии или службы безопасности, который должен поступить в ближайшее время. Установка срабатывает: когда раздается звонок, жертва заведомо доверяет мошеннику и сообщает сведения, которые тот запрашивает. В случае каких-либо сомнений эксперты рекомендуют прекратить разговор и самому перезвонить на номер руководителя для уточнения информации.

Еще одна схема, с которой многие сталкивались в последние месяцы, - мнимая блокировка аккаунта на "Гос­услугах". Поступает звонок с незнакомого номера: собеседник представляется сотрудником оператора мобильной связи и сообщает, что договор прекращает действие в ближайшие дни. Если ничего не предпринять, человек якобы может лишиться номера своего мобильного телефона. Но есть выход - можно внести необходимые данные через "Гос­услуги". Приходит сообщение с кодом, а затем жертву ожидает новая информация: аккаунт на государственном сервисе заблокирован, а чтобы вернуть доступ, нужно позвонить по такому-то номеру. Разумеется, трубку возьмет мошенник, который предложит жертве назвать код и перевести деньги на "безопасный счет".

- Мошенники применяют психологические техники, работают точечно. Чтобы обезопасить себя от встречи со лжеруководителем, можно обсудить в коллективе, по каким каналам вы будете получать и доносить информацию до коллег. Если видите в мессенджере сообщение от знакомого человека или сотрудника своей организации, обязательно проверьте историю переписки. В фейковом аккаунте она будет нулевой. А если вдруг в ходе общения с мошенником ваш аккаунт на "Госуслугах" действительно будет заблокирован, это нестрашно. Доступ можно восстановить в офисе МФЦ, предъявив паспорт, - сообщил директор государственного бюджетного учреждения Самарской области "Цифровой регион" Александр Денисов.

Чтобы обезопасить сбережения от онлайн-мошенников, надо соблюдать так называемую цифровую гигиену. Эксперты советуют сохранять бдительность при любой цифровой коммуникации, будь то покупка на привычном маркетплейсе или первый заказ в интернет-магазине.

- Ключевое правило: никогда и никому не сообщать коды, которые приходят в сообщениях от банка, - напомнил Хоткин. - Если в диалоге с незнакомым человеком вы чувствуете психологическое давление, сразу кладите трубку. Чтобы видеть, кто звонит с неизвестного номера, можно подключить определитель номера, который уведомляет о мошенниках и спаме, а также о полезных звонках, в том числе от различных сервисов и госучреждений. Если возникают подозрения, что к учетной записи получили доступ мошенники, можно временно заблокировать ее в онлайн-банке в профиле пользователя. Последующую разблокировку возможно провести самостоятельно через банкомат с использованием своей карты, в отделении банка или через контакт-центр.

- Во время интернет-коммуникации действительно важно быть очень критичным, - согласился Денисов. - Любые сообщения из неизвестных источников нуждаются в тщательной проверке. И конечно, во всем, что связано с финансами, лучше пользоваться проверенными каналами коммуникации. В финансовом секторе есть стандартные мобильные приложения, для онлайн-транзакций стоит выбирать только их. Наконец, сотрудники службы безопасности не звонят по телефону и не пишут в мессенджеры, а если вдруг это произошло - лучше прервать коммуникацию и связаться с реальными представителями банка.

Одна из наиболее уязвимых категорий интернет-пользователей - дети и подростки, которые проводят много времени в сети, не имея достаточно опыта или знаний, чтобы предвидеть опасность. Задача банков - защитить юных пользователей от мошеннических уловок. Для этих целей созданы детские карты, по ним можно устанавливать лимиты на траты, а взрослым легко контролировать все операции. Также существует страховка от мошенников, которая позволяет вернуть деньги в случае некорректных списаний. Такая страховка доступна и пенсионерам.

При любом сомнении эксперты рекомендуют звонить компетентному родственнику и уточнять план действий.

Эксперты поделились рекомендациями, которые снижают риск встречи с онлайн-мошенниками:

- регулярно менять пароли;
- использовать безопасное интернет-подключение (символ "замок" должен быть "закрыт");
- не переходить по ссылкам, которые пересылают незнакомцы;
- проверять адрес сайта - комбинация букв в адресной строке фейкового ресурса может отличаться от оригинального названия сайта;
- не сохранять в браузере сведения о банковских картах;
- внимательно смотреть на наполнение сайта: фейковые ресурсы могут быть одностраничными или же иметь ограниченный ассортимент товаров. Тексты на настоящих сайтах всегда написаны без ошибок, в то время как мошенники часто допускают их в словах.


поделиться: