Усадьба, которая снится
Выставка раскрывает разные грани жизни музейных зданий. Наверное, для многих самарцев станет новостью, что усадьба на улице Фрунзе была домом не только Алексея Толстого, но и других интересных людей. Это место хранит в себе следы разных эпох и судеб.
- С каждым уголком этой усадьбы связаны какие-то события, - сказал на открытии выставки Михаил Перепелкин. - Я думаю, она снилась и снится сотням людей. И тем, кто здесь жил, и тем, кто бывал здесь в гостях или на каких-то праздниках. Когда этот музей открывался 40 лет назад, наших предшественников интересовали, прежде всего, Алексей Толстой и его родители, которые здесь жили в начале XX века. Но большой интерес представляют и судьбы многих других людей. Тех, кто жил здесь до и после Алексея Толстого. Я надеюсь, что побывав на этой выставке, многие люди внимательно посмотрят и на собственные дома. И подумают над теми смыслами, которые в суете до сих пор скрывались от них…
Девять смыслов
Об обитателях усадебных домов разных лет рассказывают фотографии, документы, описания на стендах. Открывается экспозиция разделом "Смысл первый – географический". Самые ранние сведения о месте, где сегодня располагается музей-усадьба А. Н. Толстого, относятся к середине XIX века. Первыми владельцами построек были самарские дворяне Зыковы, затем здания с прилегающей к ней землей несколько раз меняли хозяев.
"Смысл второй – доходные дома". В архивных делах строительного отделения городской управы часто встречалось имя отставного штабс-капитана Александра Вернера. Человеком он был деятельным. По доверенности потомственного почетного гражданина Самары, купца Константина Сибирякова Вернер вел дела, связанные со строительством зданий. В 1880-х годах он возвел на месте будущей усадьбы Алексея Толстого два двухэтажных деревянных дома и стал сдавать там квартиры.
Как говорит Михаил Перепелкин, здесь в то время жили десятки интереснейших людей. Среди них были железнодорожные служащие, врачи. Одними из первых квартиросъемщиков стали супруги Щепанские. Жена Аделина давала уроки игры на скрипке, а муж Иосиф преподавал математику и механику в реальном училище. Среди его учеников были Глеб Кржижановский и Алексей Толстой.
Судьбы двух других квартирантов были связаны с именем Максима Горького. Одна из них - Елена Буланина, служившая преподавательницей словесности и сотрудничавшая с "Самарской газетой" (16+), публикуя в ней стихи и рассказы. Здесь она и познакомилась с Алексеем Пешковым, будущим писателем Горьким. На выставке можно увидеть коллективный редакционный снимок, на котором они запечатлены вместе.
Другим квартиросъемщиком Вернера был Дмитрий Кишкин, служивший в Самаре частным поверенным. С мая по декабрь 1895 года живший тогда по улице Вознесенской, он сдавал полуподвальное помещение Алексею Пешкову.
Следующий раздел - "Смысл третий – архитектурный". Здесь можно, например, увидеть фотографию улицы Саратовской (нынешней Фрунзе), сделанную в конце 60-х годов XIX века. В таком виде она оставалась почти 20 лет – до того времени, когда здесь построили новые усадьбы, в том числе и дома, принадлежавшие Вернеру. Тут также возвели городской театр. Мимо дома на Саратовской, 165 ездили экипажи, доставлявшие зрителей на спектакли, а затем развозившие их по домам. Старые фотоснимки показывают то, как выглядели в те времена соседние здания, – костел и особняк Курлиной.
Экспонаты раздела "Смысл четвертый – семейное гнездо" рассказывают о жизни в усадьбе родителей молодого Алексея Толстого. Он поселился здесь в 1900-м и прожил чуть меньше года, вплоть до окончания реального училища. Позднее приезжал в Самару на каникулы, и его фотоаппарат не раз запечатлевал счастливую семейную пору – Алексея Бострома и Александру Толстую. Идиллия завершилась в июле 1906 года, когда мать писателя скончалась.
"Смысл пятый - крушение надежд". После смерти он оставил эту квартиру и переехал в дом на углу улиц Сокольничей и Симбирской (теперь это пересечение Ленинской и Ульяновской). Прежнюю жилплощадь сдавал семье титулярного советника Валериана Бородаевского. Впоследствии в Санкт-Петербурге тот стал довольно известным поэтом. Его жена Маргарита Бородаевская оставила воспоминания о жизни семьи в доме Бострома. Супруги находились там до 1908 года. Когда умерла их маленькая дочка, покинули Самару.
В январе того же года женой Бострома стала "классная надзирательница" второй женской гимназии Екатерина Виноградова. Вскоре с молодой супругой он перебирается в освобожденную квартиру. Утешением для Алексея Бострома в эти годы была его воспитанница Шура Первякова. И еще – занятия музыкой. В 1914-1916 годах у мужчины квартировал бывший военный врач Яков Гуревич с семьей. У хозяина сложились с ними дружеские отношения.
В 1918 году усадьба была национализирована. Бострому отвели только одну комнату. Сильно нуждавшийся Алексей Аполлонович не раз столовался у Гуревичей. Когда же в 1921 году отчим Алексея Толстого умер, именно они провожали его в последний путь.
"Смысл шестой – возвращение писателя" – так назван следующий выставочный раздел. В 1920-1940 годах в бывшей усадьбе размещались коммунальные квартиры. В 1936 году в газете "Волжская коммуна" (12+) вышла заметка председателя ЖАКТа № 116 Севастьяновой, которая сообщила о том, как встретилась во дворе с писателем Алексеем Толстым. Будучи проездом в Куйбышеве, он зашел посмотреть на места своей юности. Севастьянова предложила ему остаться на денек в городе, но тот сказал, что спешит на пароход.
Через какое-то время усадьба сменила свое назначение. Об этом рассказывается в разделе "Смысл седьмой – детский сад". Эта страница жизни объекта описывается в нескольких воспоминаниях, в том числе – самарского художника Станислава Щеглова. С рассказами, а также фотографиями той поры можно познакомиться на выставке.
Воспоминания Щеглова и других жильцов, где они описывают обстановку бывшей усадьбы в послевоенные годы, цитируются в следующем разделе – "Смысл восьмой – коммунальные квартиры".
Заключительный раздел – "Смысл девятый – создание музея". Идея открыть музей на базе усадьбы появилась еще в 1960-е годы. На выставке цитируются воспоминания его первого директора Маргариты Лимаровой, которая рассказывает, как все начиналось.
Атмосфера усадебной жизни
На выставке можно увидеть бытовые вещи обитателей квартир в усадебных домах – чайники, кувшины и прочую посуду, часы, одежду разных времен, обувь, куклы, ученические тетради.
Здесь же воспроизведен дореволюционный план Самары и ее окрестностей.
Атмосферу усадебной жизни воссоздало выступление самарской певицы Юлии Русалиной, спевшей два романса под аккомпанемент гитариста Максима Пешкова.
На открытии экспозиции своими воспоминаниями поделились жильцы коммунальных квартир, которые располагались в зданиях, занимаемых сегодня музеем.
В заключение Михаил Перепелкин провел экскурсию по выставке.