На вопрос пользователей, может ли сотрудник ДПС просто так останавливать автомобиль, если водитель ничего не нарушил, Некрасов ответил утвердительно:
- Есть закон о полиции, который дает право останавливать автомобиль, в том числе для проверки документов. Остановка транспортного средства это одно из средств выявления водителей в состоянии опьянения. Иногда мы применяем групповой метод, когда останавливаем все подряд автомобили на небольшом участке дороги. При этом мы, как правило, даже можем не проверять документы, а просто оцениваем состояние водителя, желаем счастливого пути. Это контроль трезвости.
Начальник Управления ГИБДД также рассказал, что все патрульные машины оборудованы системами видеорегистрации, которые записывают обстановку. В ноябре 2021 года, в рамках нацпроекта "Безопасные качественные дороги" территориальные подразделения ГИБДД Самарской области получили 197 новых патрульных машин, которые уже оборудованы системой видеорегистрации.
- Все записи хранятся на сервере, мы в любой момент можем их пересмотреть, - рассказал Некрасов. - Если возникают какие-то спорные моменты, есть возможность изучить видеоматериалы и понять реальную ситуацию, которая происходила при общении нашего сотрудника с участниками дорожного движения. Зачастую система видеонаблюдения позволяет защитить наших сотрудников от необоснованных жалоб.
Вопросы пользователей касались и пешеходов. Водители жалуются, что они тоже нарушают правила и выбегают на дорогу внезапно в неположенных для перехода местах. Юрий Некрасов отметил:
- У нас 30 % ДТП – это наезд на пешехода. Пешеходы ничем не защищены, при наездах они, как правило, получают серьезные травмы. В более 40 % от всех наездов усматривается вина самих пешеходов. Мы ежедневно выявляем десятки нарушений, допускаемых пешеходами. Они переходят дорогу на красный сигнал светофора, порой, в неположенном месте, а в сельской местности в темное время суток или в условиях недостаточной видимости перемещаются по дороге без световозвращающих элементов, а это тоже нарушение ПДД. В результате воитель не имеет возможности вовремя обнаружить пешехода на проезжей части, происходят наезды на них, которые приводят в том числе к смертельному исходу. Рекомендация водителям: ведите автомобиль с учетом дорожных и метеорологических условий. При движении по населенному пункту в темное время суток необходимо не превышать скоростной режим, так как на дороге неожиданно может появиться пешеход. Просьба к водителям – сейчас рано темнеет, еще нет снега, пешеходы трудноразличимы, будьте максимально внимательны, соблюдайте скоростной режим. Пешеходы должны позаботиться о себе. Прежде чем переходить дорогу, убедитесь, что водитель видит вас и пропускает.
Проблемой стали и водители, которые разговаривают по мобильному телефону во время управления автомобилем. По словам Некрасова, это серьезно отвлекает от дороги и ведет к ДТП. Сейчас в Самаре изучают опыт Москвы, где разговоры водителей за рулем фиксируют в автоматическом режиме камеры видеонаблюдения.
В конце беседы Юрий Некрасов дал рекомендации всем участникам дорожного движения:
- Надо начинать с себя. Каждый должен думать о своей безопасности. Беспечность на дороге не должна допускаться. Нужно быть на 100 % уверенным, что маневр, который вы собираетесь совершить, является безопасным. Особенно обгон, выезд на главную дорогу. Потом, когда произошло ДТП, в котором пострадали или погибли люди по вашей вине, изменить что-либо уже будет невозможно. Дорога ошибок не прощает.