Механизм инфраструктурных облигаций в стране реализуется с прошлого года. Он является элементом "инфраструктурного меню", разработанного Правительством Российской Федерации. Этот инструмент, сочетающий меры господдержки и подход банковского кредитования, направлен на реализацию масштабных проектов в сфере жилищного строительства и развития городских территорий.
Конференция "Инфраструктурные облигации. Финансируем будущее страны" была организована с целью выстраивания открытого диалога между участниками механизма и обмена практическим опытом. Представители субъектов Российской Федерации, региональных корпораций и фондов развития, застройщиков, инвесторов, банков в ходе панельных сессий и круглого стола обсудили особенности механизма и тренды его развития.
- Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ позволяют привлекать долгосрочные финансовые ресурсы на строительство жилой инфраструктуры – инженерных сетей, социальных объектов, дорог. Мы видим интерес регионов к механизму, но понимаем, что на местах не всегда хватает компетенций для работы с таким инструментом. Чтобы поделиться экспертным мнением и организовать обмен опытом, мы и решили провести конференцию, – отметил директор подразделения Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ Александр Аксаков.
Виктор Кудряшов, участвуя в панельной сессии "Практические аспекты использования механизма инфраструктурных облигаций", рассказал о сотрудничестве Самарского региона с ДОМ.РФ, опыте применения механизма инфраструктурных облигаций при реализации стратегически важного проекта – строительстве автодороги "Обход Тольятти".
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации Владимира Путина на территории Самарской области осуществляется строительство обхода г. Тольятти с мостовым переходом через р. Волгу в составе международного транспортного маршрута "Европа – Западный Китай". Стратегический для страны и региона проект находится под личным контролем губернатора Самарской области Дмитрия Азарова.
По оценке Правительства Российской Федерации, потенциал транспортного коридора, особенно в современных условиях, трудно переоценить. Объект имеет особое значение для выстраивания новых логистических цепочек с Китаем, Казахстаном, другими странами. Прогнозируется прирост ВВП страны оценочно в объеме свыше 2,5 трлн рублей.
Реализация проекта самым непосредственным образом повлияет на социально-экономическое развитие Самарско-Тольяттинской агломерации, даст мощный толчок развитию Тольятти – крупнейшего моногорода страны. Существенно улучшится транспортная связанность Самарской области с другими странами, а также регионами России, повысится мобильность трудовых ресурсов на территории агломерации. Всё это будет способствовать повышению инвестиционного потенциала Самарской области, развитию промышленного производства региона.
Трасса "Обход Тольятти" - это самый крупный проект в России, который реализуется на принципах государственно-частного партнерства.
- Для Самарской области государственно-частное партнерство является одним из самых успешных и перспективных механизмов реализации масштабных инфраструктурных проектов. По уровню развития ГЧП мы сегодня входим в число лидирующих субъектов страны. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в регионе отмечается стабильный рост количества реализуемых проектов государственно-частного партнерства. В стадии активной реализации находится 57 проектов на сумму более 175 млрд рублей, – сообщил председатель Правительства Самарской области.
Проект строительства автодороги "Обход Тольятти" реализуется в форме концессии, 16 октября 2019 года было заключено концессионное соглашение с акционерным обществом "Концессионная компания "Обход Тольятти", созданным при участии Государственной компании "Российские автомобильные дороги".
Вследствие изменения макроэкономических условий реализации проекта возникли дополнительные издержки.
- В этой связи важной задачей для Правительства Самарской области стал поиск инструмента, который смог бы минимизировать последствия изменения процентных ставок и, следовательно, снизить потенциальную бюджетную нагрузку по выплатам региона. В решении этого вопроса нам помог предложенный ДОМ.РФ механизм инфраструктурных облигаций, - рассказал участникам конференции Виктор Кудряшов.
Совместно с концессионером были проведены переговоры с ДОМ.РФ по вопросу привлечения льготного финансирования. Подготовлено обоснование потребности в средствах, рассчитаны эффекты, получена поддержка заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
- Мы благодарны за поддержку заместителю председателя Правительства Российской Федерации Марату Шакирзяновичу Хуснуллину и министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Иреку Энваровичу Файзуллину, - сказал Виктор Кудряшов.
Благодаря совместной слаженной работе группы ДОМ.РФ и Правительства Самарской области удалось не только в кратчайшие сроки пройти все этапы согласования и одобрения проекта, но и оперативно подписать с концессионером договор займа. Для проектов такого масштаба применение механизма инфраструктурных облигаций является инновационным и беспрецедентным.
- Мы на практике убедились в профессионализме команды ДОМ.РФ и уверены, что наше успешное сотрудничество позволит закончить строительство объекта и начать его эксплуатацию в установленный графиком срок, – считает первый вице-губернатор Самарской области.
В заключение Виктор Кудряшов подчеркнул, что применение инфраструктурных облигаций в проекте "Обход Тольятти" – это бесценный опыт, который регион будет масштабировать и распространять на другие инфраструктурные проекты Самарской области.
04.11.2024 | 17:06