Сплетенная брошь
Это искусство требует усидчивости, терпения и аккуратности. В награду – сказочная красота кружев. Сплести на колюшках можно не только воротнички, дорожки, салфетки, манжеты и вставки, но и жилеты, пелерины, шляпы. Некоторые из своих творений Галина Ланкина представила на выставке, которая сейчас проходит в региональном отделении Союза художников России. Среди них была даже сплетенная ею брошь в форме цветка.
Современные мастера создают в этой технике картины, панно, наряды для кукол, колокольчики, иконы.
- Заинтересовалась я этим искусством еще в детстве, - рассказывает мастерица. - В школу ходила мимо магазина возле рынка. Там продавались кружева. Смотрела на них – и сердце замирало. Такая красота! Думала: вот бы и мне научиться. Прошло несколько лет. Я окончила школу, училище. Стала преподавать черчение и рисование. Как-то мама принесла домой ягоды в газетном кульке. Я развернула газету, а там объявление: набираются желающие пройти курсы плетения кружев. Судьба, наверное. Так я освоила приемы вологодской школы, а затем и другие техники.
Золотые нити и "вилюшка"
Плетение кружев на коклюшках имеет давнюю историю.
- На Руси кружева появились раньше, чем в Европе, - рассказывает Галина Ланкина. - В летописях XIII века упоминалось о золотом кружеве. Тогда при плетении в качестве коклюшек часто использовали рыбные кости. В Генуе плели кружева с конца XVI века. Тайна этого искусства держалась под большим секретом. Французам удалось похитить несколько генуэзских кружевниц. После этого ремесло распространялось и по другим европейским странам.
Кружева привлекали к себе внимание своей изящностью и ажурностью. В России интерес к этой технике возрос в начале XVII века, когда Петр I привез из Голландии несколько кружевниц. Те стали обучать русских мастериц.
Европейские влияния соединились с особенностями национальной культуры. В русском кружеве часто использовали дополнительные материалы - бусины, перья. В узорах было много растительных мотивов. Мастерицы нередко плели из золотых и серебряных нитей. Такое изысканное ажурное кружево применялось для отделки царской, дворянской одежды и церковных облачений. Эти наряды украшали также парча и бархат, золотая вышивка, жемчуг и драгоценные камни.
В каждой губернии кружевницы привносили свое видение этого искусства. Часто коклюшечные кружева называли вологодскими. Отличительным элементом этого стиля была "вилюшка" — кружевная ажурная дорожка или тесьма, проходившая рядом с "решеткой" (сеткой, по которой шло плетение кружева).
С помощью "вилюшки" мастерицы создавали узоры в виде роз, спиралей и других элементов. Вологодские кружевницы любили геометрические мотивы и насыщенный, плотный рисунок.
Были в России и другие разновидности кружев, названные по разным местностям: елецкое, киришское, рязанское, вятское, белеевское, михайловское.
Нередко в орнаментах кружев можно было увидеть узоры в виде листьев дуба. В славянском фольклоре дуб считался самым почитаемым деревом. Считалось, что узор его листьев оберегает человека от болезней и злых духов - как и орнаменты в виде колоска. А еще русские кружевницы любили создавать узоры в форме лебедя (символа женской чистоты и семейного счастья), павлина или жар-птицы.
В основном кружевоплетением занимались крепостные. Иногда в поместьях создавались целые мастерские, в которых талантливые кружевницы работали на своих барынь.
Живое ремесло
Что требуется для кружевоплетения? Прежде всего коклюшки. Это специальные деревянные палочки, на которые наматываются нити. В зависимости от характера работы их может быть от нескольких штук до нескольких сотен.
- Есть балахнинское кружево, - заметила самарская мастерица. - Там одновременно используется до трехсот и больше пар коклюшек.
В старину коклюшки, как правило, изготавливали из яблони или клена. Поверхность этих деревьев гладкая, что оберегало руки кружевницы от заноз. Самарская кружевница принесла на мастер-класс буковые, сосновые, кленовые коклюшки. В процессе работы все они звенели на разные голоса, как колокольчики. А можжевеловые коклюшки еще и издавали хвойный аромат.
В качестве ниток для кружев использовались лен, хлопок, шелк, мулине, а в последнее время - и вискоза. Сама Галина предпочитает турецкий хлопок cаnаrias.
Еще для работы понадобится валик, плотно набитый опилками, соломой, поролоном или перьями. Правда, современные технологии и тут внесли свои изменения. Так, самарская кружевница принесла на мастер-класс валики, внутри которых была строительная пена.
Для работы нужен также сколок (своего рода трафарет), по чертежу которого плетут кружево. На сколке точками отмечаются места для размещения булавок. На конце у них - цветные шарики (по ним проще ориентироваться и фиксировать нити). Если плетение сцепное, понадобится и маленький крючок, с его помощью элементы кружева соединяются. Каждый рисунок на сколке – своего рода произведение искусства, благодаря которому и кружева получаются неповторимыми. На тех двух сколках, которые Галина Ланкина принесла на мастер-класс, рисунки она сделала сама. А иногда их заказывают художникам.
Для работы понадобятся еще иголки, похожие на маленькие гвоздики.
На мастер-классе кружевница показала элементы плетения, которые применялись при сцепной и парной технике.
На Галине Ланкиной был жилет, созданный ею самой – с ажурными узорами, в которых угадывались растительные мотивы.
Кружевница преподает в самарской мастерской "Живое ремесло". Правда, после пандемии занятия приостановились. Но Ланкина надеется, что у нее появится возможность и в дальнейшем обучать желающих этому старинному ремеслу. Чтобы по-прежнему у людей сердце замирало от радости при виде ажурных кружев.