sovainfo.ru

Музей "отца" Буратино в Самаре: как писатель Алексей Толстой "вернулся" на малую родину спустя десятки лет

Музей-усадьба семьи писателя Алексея Николаевича Толстого в Самаре на Фрунзе, 155 сегодня обязательный пункт в туристической программе гостей областной столицы. Она является филиалом Самарского литературно-мемориального музея им. Максима Горького, который располагается здесь же. Музей-усадьба открылась в 1983 году после длительной подготовки – реконструкции домов и построек, сбора архивных материалов и экспонатов. Это первый в нашей стране музей "отца" Буратино.

Как получилось, что в одном пространстве "уживаются" два писателя – Толстой и Горький, и каким образом "красный граф" спустя десятки лет вернулся в город, считавший родным, ИА sovainfo.ru узнало у сотрудников музейного комплекса в год 40-летия со дня открытия музея в усадьбе семьи Алексея Толстого и 140-летия со дня его рождения.

Музей "отца" Буратино в Самаре: как писатель Алексей Толстой "вернулся" на малую родину спустя десятки лет Фото: Музей-усадьба Алексея Толстого в Самаре, Татьяна Петунина

От комнаты до усадьбы

История создания музея началась еще в 1930-х годах. Как рассказал краевед Михаил Перепёлкин, который больше 25 лет является научным сотрудником Самарского литературно-мемориального музея, точкой отсчёта послужил июнь 1936-го, когда в Москве умер писатель Максим Горький. После этого события вышло постановление Совета Министров СССР об увековечивании его памяти в городах, где он жил длительное время. Речь шла о Нижнем Новгороде, Казани, Самаре (в то время Куйбышеве), Москве и Ленинграде. Документом были предписаны не только наименования и переименования (например, в 1936-м Куйбышевскому драмтеатру присвоили имя Горького), но и создание горьковских музеев. В нашей губернской столице Горький жил в 1895-1896 годах и работал в "Самарской газете". Поэтому местные литераторы "не избежали" участия в процессе "увековечивания памяти писателя № 1 в СССР".

- Постановление сваливается куйбышевским писателям, как снег на голову, - пояснил Михаил Перепёлкин. - Поиском музейных экспонатов занялся тогда литератор Иван Горюнов. Как выяснилось, Горький жил в Самаре в нескольких местах: на улице Вознесенской (потом – Степана Разина) в доме № 126, в одном из домов на улице Москательной (она же – Льва Толстого), который не сохранился, и на Дворянской, по современному адресу: Куйбышева, 91, где сегодня находятся бюст и мемориальная доска, посвященные ему. Вещи и документы, связанные с Горьким, куйбышевцы собирают в течение пяти лет и открывают музей 18 июня 1941 года на улице Степана Разина. Музей просуществовал четыре дня. После начала Великой Отечественной войны его закрыли, а помещение передали для других нужд.


Фото: здание музея Максима Горького на улице Степана Разина в Самаре, из архива Михаила Перепёлкина

В августе 1945-го, через два с половиной месяца после окончания войны, выходит городское постановление о возобновлении работы музея Максима Горького. Увы, собранные ранее фонды так и не были найдены. Но меньше чем за год – с августа 1945 по июнь 1946 года – экспонаты снова накапливабт и к десятилетней годовщине со дня смерти Максима Горького во второй раз открывают музей в том же помещении на улице Степана Разина. В то время единственный научный сотрудник музея Александр Соболев разыскал архивные материалы, связанные с Горьким, познакомился с вдовой писателя Екатериной Пешковой. Она даже приезжала в Куйбышев и давала консультации музейщикам. Таким образом, музей Горького стал работать в городе с 1946 года.

- Тогда это был единственный литературный музей в городе, впрочем, как и сейчас. В нем хранились материалы, связанные не только с Горьким, но и с другими писателями Самарского края. Со временем рамки монографического музея Горького стали тесны нашему литературному музею. Тогда его концепцию и экспозицию пересмотрели. Он постепенно превратился в литературно-мемориальный музей имени Максима Горького с фондами всех писателей региона, - отметил Михаил Перепёлкин.

По его словам, в музее обустроили мемориальную комнату, где жил Горький. Со временем здесь появились также экспозиции, посвященные Льву Толстому, Николаю Гарину-Михайловскому, Алексею Толстому, литераторам 1920-х, 1930-х, 1940-х годов, а также современным куйбышевским писателям 1960-х и 1970-х годов – в целом около десяти основных персоналий плюс ещё ряд современных. Постепенно музейная коллекция разрослась, и возникла необходимость в открытии филиала. 


Фото: экспозиция, посвящённая Алексею Толстому, в музее Максима Горького на улице Степана Разина, из архива Михаила Перепёлкина

Архивные материалы, связанные с Алексеем Толстым, появились в музее в конце 1950-х годов. В частности, здесь оказались около 500 документов, главным образом – переписка членов семьи писателя: письма его матери Александры Леонтьевны, отчима Алексея Бострома, самого Алексея Николаевича, когда он писал домой, в Самару из Санкт-Петербурга в пору студенчества. Кроме того, музей стал обладателем рукописей Алексея Толстого, а также дневников и произведений Александры Бостром. Как же сохранился этот архив в течение стольких лет?

К моменту смерти Алексея Бострома (отчима Алексея Толстого) в 1921 году (он являлся владельцем усадьбы до революции 1917-го), в двух усадебных домах и флигеле уже были коммунальные квартиры, в одной из комнат жил сам Бостром. Когда его не стало, приемная дочь Александра Первякова (крестьянская девочка, которую удочерили Бостромы) собралась уехать из Самары. Перед отъездом она сложила весь семейный архив и личные вещи в чемодан и передала его на хранение людям, которые в их усадьбе когда-то снимали квартиру. Так, архив пролежит на самарских задворках до середины 1940-х.

- О "самарском" архиве Алексея Толстого узнали в Москве уже после смерти писателя, в 1940-е годы, - уточнил Михаил Перепёлкин. - Его секретарь Юрий Крестинский разыскал людей, которым Александра Первякова передала документы, и они отдали часть архива – около 500 единиц. Сейчас те документы хранятся в рукописном отделе Института мировой литературы имени А. М. Горького. А часть архива (тоже примерно 500 единиц) осталась в Самаре. Как раз их и приобрел куйбышевский музей Горького. Сначала в горьковском музее открыли экспозицию, посвященную Алексею Толстому, а позже родилась идея восстановить усадьбу его семьи и вернуть ей первоначальный облик. 


Фото: эти фотографии представлены в экспозиции музея-усадьбы семьи Алексея Толстого в Самаре, Татьяна Петунина

Сотрудники литературного музея имени Горького стали налаживать отношения с родственниками писателя. Одним из первых здесь побывал его младший сын Дмитрий Толстой. Он жил в Ленинграде, а в Куйбышев приехал с гастролями, будучи композитором. Потом с музеем стал сотрудничать и его брат Никита. 

Кроме того, музейщики начали переписку с последней женой Алексея Толстого Людмилой. Она жила в Москве, во флигеле бывшего особняка Степана Рябушинского на Спиридоновке, где писатель провел последние годы – с 1941-го по 1945-й. К слову, музей здесь открыли в 1987 году, после смерти вдовы Толстого. Он стал вторым музеем Алексея Николаевича в стране после куйбышевского.

В московской мемориальной музее-квартире Алексея Толстого основная экспозиция находится в трёх комнатах: кабинете, столовой-гостиной и спальне. Больше 30 лет Толстая сохраняла вещи и мебель в квартире так, как они находились при жизни мужа. Как раз здесь оставались так называемые самарские вещи, которые Алексей Толстой в 1913 году увез с собой из родного дома. Людмила Ильинична откликнулась на просьбы куйбышевских музейщиков и какие-то из них отдала, и они вернулись в Самару в качестве музейных экспонатов.

Началу воплощения замысла реставрации усадьбы помогла Александра Первякова, которая приехала в Куйбышев в 1960-е годы, незадолго до своей смерти. Вместе с музейщиками она пришла в усадьбу, которая очень отличалась от той, из которой она уехала в начале 1920-х. Она подтвердила подлинность некоторых вещей, которые удалось добыть сотрудникам музея.  

Фото: восстановление усадьбы семьи Алексея Толстого на улице Фрунзе, из архива Михаила Перепёлкина

- В обоих домах были коммунальные квартиры и почти ничего не осталось от прежней обстановки: появились новые стены и перегородки, оказались утрачены печи и мебель, - рассказал Михаил Перепёлкин. - Александра Алексеевна вспомнила, как раньше располагались комнаты, где и какие вещи в них находились. Также она рассказала, что Бостром продавал мебель из своих домов и назвала фамилию покупателей. В процессе долгих поисков удалось найти у одной семьи в сарае стол и шкаф. Нашлись и другие усадебные вещи с помощью газетных объявлений и благодаря работе сотрудников музея. Еще горожан попросили принести в музей предметы конца XIX и начала XX века, которые могли бы подойти к домашнему обиходу старинной усадьбы и заменить отсутствующие вещи.

В конце 1970-х годов из трёх домов отселили 14 семей, а в начале 1980-х начали реконструкцию зданий, которая растянулась до 1993 года. Так в Самаре появилась городская деревянная усадьба конца XIX века – единственная сохранившаяся в городе. 


Фото: два восстановленных деревянных дома, которые входят в усадебный комплекс, Татьяна Петунина

Усадьба Бострома: из небытия – на круги своя

Усадебные здания (два деревянных двухэтажных дома одинаковой планировки, один из которых фасадом выходит на улицу Фрунзе, бывшую Саратовскую, каменный флигель и хозяйственные постройки) возвели в Самаре 1881-1882 годах по заказу отставного штабс-капитана Александра Вернера. В конце 1899-го усадьбу у него приобрёл Алексей Бостром, отчим Алексея Толстого.

В передней части обоих домов находились пятикомнатные квартиры – по две на каждом этаже, в задней части (в пристрое) – помещения для прислуги, кладовые, кухни. Семья домовладельца Алексея Бострома занимала квартиру на втором этаже с правой стороны здания в глубине двора. Остальные квартиры сдавались внаём. Первый дом, выходивший фасадом на улицу Саратовскую, полностью занимали квартиранты. Это были постоянно переезжавшие военные офицеры, учителя, врачи, чиновники, местные помещики. Отношения с квартирантами складывались у хозяев по-разному. С одними – удавалось подружиться, с другими – возникали конфликты, например, из-за самовольно переклеенных обоев.

 

Фото: один из домов музея-усадьбы семьи Алексея Толстого, выходящий фасадом на улицу Фрунзе, Татьяна Петунина

На первом этаже флигеля находились дворницкая и кухня, в подвале – прачечная. Часть двора занимали два садика с беседками: для взрослых и детей с игровой площадкой. Усадебный сад на две равные части делил колодец. У жильцов из каждого дома была своя зона отдыха. В обрамлении кустистой сирени стояла сквозная беседка, пройдя через которую дети квартирантов, жившие в усадьбе, попадали в игровую зону. Между цветущими клумбами располагались примитивные качели под резным деревянным козырьком и небольшая песочница.


Фото: восстановленное здание бывшей дворницкой на территории усадьбы семьи Алексея Толстого, Татьяна Петунина

О том, как был устроен сад усадьбы Бострома, вспоминала Александра Первякова:

- Двор был окружён рисунчатым забором и двумя садиками с цветущей сиренью, розами. Один садик был для детей, другой для взрослых.


Фото: в усадебном дворе восстановили сад и беседку, Татьяна Петунина

Алексей Толстой жил здесь постоянно во время обучения в Самарском реальном училище в 1899-1901 годах. Потом, после поступления в Петербургский технологический институт, приезжал на летние каникулы. Возможно, здесь он задумал или даже написал многие ранние стихи и рассказы. В этот дом он продолжал приезжать регулярно вплоть до 1913 года. Потом окончательно перебрался в Санкт-Петербург, забрав с собой часть самарских вещей. 


Фото: Алексей Толстой во время обучения в Сызранском реальном училище (1897 год), из архива музея-усадьбы писателя 

В 1918-м усадьбу национализировали, и больше полувека здесь были коммуналки. 

Известно, что Алексей Толстой заглядывал в бывшую усадьбу в 1936 году. Об этом писали местные газеты. В свой последний приезд в Куйбышев в 1942 году он жил в гостинице "Националь" и участвовал в комиссии по присуждению сталинских премий. Свидетельств нет, что в тот раз он заглянул в родное имение.

- Когда в начале 1980-х годов приступили к реставрации усадебных построек, то они находились в разном состоянии. Первый дом, что выходит фасадом на улицу Фрунзе, сохранился плохо и его обшивка почти вся сгнила. Дело в том, что в нем на втором этаже долгое время располагался детский сад, что во многом ухудшило состояние здания. Его пришлось частично разобрать и собрать заново, как и кирпичный флигель, - поделился Михаил Перепёлкин.

Фото: восстановление усадебного флигеля, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

 

Фото: часть кирпичного флигеля, где располагалась конюшня, пришлось частично разобрать и собрать заново, Татьяна Петунина

Второй дом, где жила семья Алексея Николаевича Толстого в пятикомнатной квартире, сохранился лучше. Внешний облик остался почти неизменным, а вот внутри все было иначе. Многие "родные" стены пришлось восстанавливать по следам на потолке и на полу.

В мемориальной квартире воссоздали обстановку рубежа XIX и XX веков почти полностью, основываясь на воспоминаниях Александры Первяковой и личной переписке членов семьи. 6 января 1983 года, к столетию со дня рождения Алексея Толстого, открылась музейная экспозиция во втором доме с мемориальной квартирой. Реконструкция первого дома и флигеля продолжалась еще около десяти лет. 

Надо сказать, что в 1983 году в нашем городе появилась и улица Алексея Толстого. В честь писателя переименовали улицу Обороны, которая до 1932 года называлась Казанской (в честь утраченного ныне Собора Казанской иконы Божией Матери). Именно на улице Казанской располагалось Самарское реальное училище, где в 1898-1901 годах учился Алексей Толстой. 


Фото: открытие первого в стране музея писателя Алексея Толстого в Куйбышеве 6 января 1983 года, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года


Фото: открытие музея-усадьбы семьи Алексея Толстого 6 января 1983 года, из архива Михаила Перепёлкина

На открытии музея присутствовали сын писателя Никита Толстой и его внуки Татьяна и Иван Толстые.

Никита Алексеевич Толстой оставил в Книге отзывов такую запись:

- Поражен, взволнован и восхищен всем, что увидел в этом доме моего прошлого. Я вернулся в детство своего отца, в то, что предшествовало моему бытию. Но чувствую его как свое - унаследованное. Земной поклон всем друзьям и верным поклонникам Алексея Толстого, все, кто с такой любовью, тщательностью, вкусом и пониманием историзма осуществил - сотворил - воскресил былое...

 

Фото: Никита Толстой пишет в Книге отзывов музея о своих впечатлениях от экспозиции, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года   

Татьяна Толстая вспоминала:

- На открытии меня поразил размер музея, его масштаб. Мы прошлись по комнатам, для меня все это было интересно. Потому что это была реальная жизнь, обстановка. Подлинные вещи, и предметы той эпохи.

 

Фото: Татьяна Толстая (слева) на открытии музея рядом с его первым директором Маргаритой Лимаровой, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

Надо сказать, что к середине 1980-х годов дом-музей Горького на улице Степана Разина стал непригодным для эксплуатации и находился в аварийном состоянии. Все музейные фонды (документы и издания, начиная с середины XIX века) перевезли в филиал - музей Алексея Толстого на улицу Фрунзе. Так, фигура Алексея Толстого в литературно-мемориальном музее превратилась из второй в первую, а музейные экспозиции – мемориальная квартира и семь залов о детских годах писателя, его самарском периоде жизни, годах учебы в Санкт-Петербурге и начале творчества, о революции и эмиграции, 1920-30-х годах и военном лихолетье – стали основными, а все остальные коллекции показываются теперь на временных выставках.


Фото: Алексей Толстой в период каникул в Самаре, начало 1900-х годов, из архива музея-усадьбы семьи писателя

Фото: гостиная в мемориальной квартире семьи Алексея Толстого, Татьяна Петунина

Маргарита и Мастер

На втором доме, где располагается воссозданная квартира семьи Алексея Толстого и музейные экспозиции, посвященные писателю, есть мемориальная доска с такой надписью: "Музей А. Н. Толстого создан благодаря вдохновенному и самоотверженному труду его первого директора Маргариты Павловны Лимаровой (1929-1992)".

Маргарита Лимарова, создавшая этот музей, руководила им десять лет, до своей смерти в 1992 году. 


Фото: мемориальная доска в память о первом директоре музея-усадьбы семьи Алексея Толстого Маргарите Лимаровой, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

- Именно Маргарита Лимарова этот музей, что называется, пробила. В советские годы это была сложнейшая история. Она была депутатом городского совета, заслуженным работником культуры РСФСР, как танк, упорно шла к своей цели. Маргарита Павловна была дружна со всеми детьми Алексея Толстого. Ездила к ним в Москву и Ленинград, они, в свою очередь, приезжали в Куйбышев, переписывались с ней. Созидание музея Алексея Толстого во многом осуществлялось благодаря ее чрезвычайной, подчас одержимой заинтересованности и личным отношениям с родными писателя, - сказал Михаил Перепёлкин.

Маргарита Лимарова стала работать в Куйбышевском литературном музее Максима Горького в 1958 году в качестве научного сотрудника, а в 1962-м возглавила его. Под ее руководством появилась новая музейная экспозиция, которая впервые широко демонстрировала творчество самарских писателей конца XIX - середины XX веков. Имя Алексея Николаевича Толстого было представлено в ней благодаря его "самарскому" архиву, который приобрел музей. Здесь хранилась переписка матери и отчима писателя, письма и рисунки его самого, домашние фотографии.


Фото: письма, рукописи, фотографии, издания произведений Алексея Толстого в экспозиции музея-усадьбы семьи писателя, Татьяна Петунина

Маргарита Лимарова стала одним из главных инициаторов создания музея-усадьбы Алексея Толстого. Как вспоминает ее племянница Марина Енькова, будучи научным сотрудником и перебирая все эти документы, она увидела возможность открытия музея Алексея Толстого.

- Она была очень творческим человеком, фанатично преданным своему делу. Ей была присуща жажда поиска, открытия новых форм.

Доктор филологических наук Сергей Голубков работал в Куйбышевском литературном музее в начале 1970-х годов. По его словам, для создания нового пространства – музея-усадьбы Алексея Николаевича Толстого – было несколько причин, они побудили руководство и общественность обратить внимание на этот проект.

- Одной из причин являлось разрастание архива. Он уже не вмещался в те экспозиционные пространства, которым располагал один зал Алексея Толстого. Вторая причина: приближался юбилей – 10 января по новому стилю 1983 года исполнилось сто лет со дня рождения писателя. Третья связана с туристической привлекательностью этой идеи и удачным расположением усадьбы: рядом польский костёл, с одной стороны улицы выходим на филармонию, с другой – к драмтеатру и Пушкинскому скверу.


Фото: музей-усадьба семьи Алексея Толстого находится в историческом центре Самары рядом с польским костёлом, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

Кроме того, как отметил Сергей Голубков, важно было создать и сохранить образец провинциальной городской усадьбы конца XIX века. Это не просто дом, а целый комплекс с двумя домами, с флигелями и садом. Для восстановления последнего в 1980-е годы даже провели дендрологическую экспертизу, чтобы узнать, какие именно растения и кустарники росли на этой территории в начале XX века. По остаткам корней и сохранившимся в почве приметам установили виды деревьев. Например, выяснили, что от ворот к дому вела сиреневая аллея, во дворе было немало роз и шиповника. У окна Алексея Толстого росла березка. По фотографиям была выявлена тополиная аллея, а также цветники из лилии, астры, душистого горошка и анютиных глазок.

 

Фото: сад во дворе музея-усадьбы семьи Алексея Толстого, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года  

Фото: во дворе музея-усадьбы Алексея Толстого посадили именно те деревья, которые росли здесь в конце XIX и начале XX веков, выявив утраченные виды с помощью дендрологической экспертизы, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

Зинаида Стрелкова долгие годы работала в куйбышевском литературном музее вместе с Маргаритой Лимаровой. Она рассказала, что некоторые чиновники неоднозначно относились к тому, чтобы открыть музей писателю, который находился в эмиграции.

- Хотя произведения Алексея Толстого публиковали, у него было пятно в биографии, для советского времени достаточно серьезное. Он был эмигрантом. И талант Маргариты Павловны показал, что возможно открыть музей писателя и с таким прошлым. Она смогла убедить и найти для этого обоснования. И, в конце концов, было принято постановление об открытии в Куйбышеве первого в стране музея Алексея Толстого. Долго готовилась документация. А сами строительные работы стартовали в начале 1982 года. Кроме того, надо было восстановить обстановку дома и разместить в нем экспозицию.

Как рассказал историк литературы, внук Алексея Толстого Иван Толстой, Маргарита Лимарова начала приезжать в Ленинград к его отцу Никите Толстому задолго до открытия музея, "наводила мосты", дружила, переписывалась, что-то увозила в Куйбышев.

- Музей в Самаре был сделан профессионально в соответствии с той концепцией, которая проговаривалась, рассказывалась. Это был такого типа музей, который оказался созвучен фигуре, облику, жизненному пути писателя Алексея Толстого. Это ведь был первый музей, посвященный ему. Еще никакого московского не было. Это оказался музей биографический, музей быта. Алексей Толстой был реалистом, он был отчасти бытовиком, писателем сатирического направления. И все эти элементы нужно было отразить в экспозиции, что совершенно удалось его создателям. 


Фото: комната Алексея Толстого в мемориальной квартире семьи писателя, Татьяна Петунина

Сотрудник музея Марина Бурмистрова, коллега Маргариты Лимаровой, считает, что музей-усадьба стала своеобразным родовым гнездом всех Толстых, потому что сложно назвать тех родственников Алексея Николаевича, близких и дальних потомков, которые здесь не бывали.

- Со всеми Маргарита Павловна поддерживала отношения. И с дочерью Алексея Толстого Марьяной Алексеевной, и с его сыновьями - Никитой и Дмитрием. Она была дружна с последней женой Алексея Николаевича Людмилой Толстой. И дети, и внуки, и правнуки Алексея Толстого бывали здесь, становились и нашими близкими знакомыми.

- Музей объединяет не только родственников, но и всех, кто связан с Алексеем Толстым, - отметил Михаил Перепёлкин. - Например, тех, кто иллюстрировали его книги. В музее собран огромный фонд иллюстраций и не только к произведениям Алексея Толстого. А если взять "Золотой Ключик", то это иллюстрации Леонида Владимирского, Михаила Скобелева, Аминадава Каневского, Николая Муратова, Александра Кошкина, Николая Радлова.

 

Фото: иллюстрации к произведениям Алексея Толстого в экспозиции музея-усадьбы семьи писателя, Татьяна Петунина

Музейная коллекция

В основе музейной экспозиции -  архивы Алексея Николаевича Толстого и его матери — писательницы Александры Леонтьевны Бостром: письма, дневники, фотографии, книги, личные вещи. В фондах музея находится больше тысячи документов и материалов, связанных с жизнью и творчеством Алексея Толстого. К слову, его переписка с матерью и отчимом частично опубликована в 1982 году в Куйбышеве в книге "Алексей Толстой и Самара" благодаря, в том числе, стараниям Маргариты Лимаровой.


Фото: изданные произведения и рукописи Александры Бостром (матери писателя Алексея Толстого) в экспозиции музея-усадьбы его семьи, Татьяна Петунина

Центральное место в сегодняшней экспозиции музея занимает мемориальная квартира, в которой жил с родителями будущий писатель. Домашняя обстановка залов переносит в атмосферу провинциального городка рубежа XIX-XX веков. Алексей Толстой прожил в усадьбе недолго – всего полтора года (с 1899 по 1901 год), но потом постоянно приезжал на протяжении долгих лет.


Фото: обитатели второго дома, слева-направо: Александра и Алексей Бостромы, их приёмная дочь Александра Первякова, Алексей Толстой, 1900-е годы, из архива музея-усадьбы семьи писателя

 

Фото: комната Александры Леонтьевны Бостром в мемориальной квартире семьи Алексея Толстого, Татьяна Петунина

Надо сказать, что с 1883 до 1897 года Алексей Толстой жил на хуторе деревенском в Сосновке (ныне Павловка Красноармейского района). В эти годы в Самару он приезжал регулярно вместе с мамой Александрой Леонтьевной. Визиты эти были короткими, и жили они в разных местах. Потом Алеша год проучился в Сызранском реальном училище. Летом 1898 года родители добились перевода сына в Самарское реальное училище. А еще спустя год Алексей Бостром продал усадьбу в Сосновке и купил имение в Самаре.

- Подлинных вещей семьи Алексея Толстого сохранилось немного. Например, письменный стол в кабинете Алексея Бострома, бюро Александры Леонтьевны, которое Алексей Толстой в 1913 году увез в Санкт-Петербург. После этого оно не раз путешествовало из одной столицы в другую, а в 1960-е вернулось в родной город вместе с Маргаритой Лимаровой. Вернулось в родной дом и старинное зеркало, расположенное в прихожей. Для того, чтобы полностью восстановить жилую атмосферу квартиры пришлось использовать историческую типологию: дополнять обстановку старинными вещами XIX и начала XX века, схожими с теми, которые когда-то находились в квартире, - рассказал Михаил Перепёлкин. 


Фото: письменный стол в кабинете Алексея Аполлоновича Бострома - подлинный и принадлежал семье Алексея Толстого, Татьяна Петунина


Фото: бюро Александры Леонтьевны, которое вернулось в Самару в 1960-е годы, Татьяна Петунина

Михаил Перепёлкин также отметил, что с момента своего существования музейная коллекция продолжала расти и пополняться. Экспонаты привозили родные писателя и родственники его знакомых. В музей несли вещи жители и гости города.

Многое из уникальных экспонатов досталось музею благодаря его многолетней дружбе с семьей Алексея Толстого. Например, еще в 1962 году, когда музея Алексея Толстого в Самаре еще не было в проекте, сын писателя Дмитрий Толстой передал литературному музею около двадцати различных материалов, связанных с самарским периодом жизни студента Толстого. Среди предоставленных им документов было и метрическое свидетельство о рождении А. Н. Толстого, выданное Самарской духовной консисторией 7 июня 1901 года по ходатайству матери, и свидетельство об окончании Самарского реального училища, которое будущий писатель получил 28 мая 1901 года, и список баллов студента Петербургского технологического института Толстого, а также книга Марии Тургеневой (тетки писателя) "Мишка-медвежонок".

 

Фото: рукописи Алексея Толстого в экспозиции музея-усадьбы его семьи, Татьяна Петунина

Дмитрий Толстой появился впервые на пороге самарского литературного музея в 1960 году, поразив всех его сотрудников необыкновенным внешним сходством с отцом. Как вспоминала Маргарита Лимарова, однажды в ее рабочем кабинете раздался телефонный звонок и сослуживцы попросили ее спуститься в зал.

- Спускаюсь по лестнице, вижу стоит… Алексей Толстой. У меня даже ноги подкосились. А он, по-видимому, довольный произведенным эффектом, спрашивает: "Что это вы во мне такого необычного нашли?". "Мне показалось, - отвечаю, - что передо мной сам Алексей Николаевич". Гость рассмеялся... Собираясь в Куйбышев, он отрастил подлиннее волосы и сделал пробор, как у отца. Черты лица у него потоньше, но в общем сходство с Алексеем Николаевичем поразительное.


Фото: сын Алексея Толстого - Дмитрий, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

Маргарита Лимарова часто ездила к Дмитрию в Ленинград, где он жил вместе с матерью Натальей Крандиевской. Вместе они разобрали семейный архив, выбрав из него те материалы, которые были связаны с самарским периодом. Позже именно этот архив стал одним из основных в создававшейся мемориальной и литературной экспозиции. Здесь же, в Ленинграде, Маргарите Павловне удалось обнаружить несколько рукописных страничек одного из первых вариантов "Хождения по мукам", "Черного золота" и одну из неопубликованных пьес Алексея Николаевича.

У брата Дмитрия Никиты Толстого не было семейного архива, но он помогал музею, привлекая свои связи. К примеру, благодаря ему удалось вернуть из-за границы одну из неопубликованных работ Алексея Толстого дневникового характера. Никита Толстой подарил музею первую книгу своей бабушки, матери Алексея Толстого, роман "Неугомонное сердце" и несколько семейных фотографий периода эмиграции. Именно Никита Толстой помог в начале 1990-х годов закончить реконструкцию усадьбы. Он договорился с председателем Правительства России Виктором Черномырдиным о выделении средств. Благодаря возобновившемуся финансированию все работы успешно завершили. Никита Толстой был частым гостем в самарском музее вплоть до своей смерти в 1994 году.

 

Фото: в экспозиции музея-усадьбы представлены рукописи и изданные произведения Алексея Толстого периода эмиграции, в которой писатель находился с 1918 по 1923 год, Татьяна Петунина

Внучка писателя Марина Шиловская в 1982-м передала в музей более двадцати вещей, принадлежавших самому Алексею Николаевичу или его родным. Так в музее появились два зонтика от солнца, которыми пользовалась мать будущего писателя, шелковые шали, принадлежавшие ей же, круглые очки в коричневой роговой оправе, деревянная курительная трубка с черным костяным мундштуком, английский столовый сервиз первой половины XIX века, хрусталь и декоративное стекло 1830-х годов, чашка и блюдце с родовым вензелем Тургеневых.


Фото: зонт и шаль Александры Леонтьевны в ее комнате, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер", 2021 года


Фото: рукописи, рисунок и фотографии из архива Алексея Толстого в экспозиции музея-усадьбы его семьи, Татьяна Петунина

В мемориальной квартире воссоздали в первоначальном виде все пять комнат: гостиную, кабинет Алексея Бострома, комнаты Александры Леонтьевны и Алексея Толстого, а также столовую.

- В столовой семья собиралась за обеденным столом. Собирались все – Алексей Аполлонович, Александра Леонтьевна, Леля (так звали здесь юного Алешу Толстого). Стол не тот, а вот блюдо на столе то самое, подлинное, из большого фамильного сервиза. И вот эта посуда в шкафчике-горке тоже подлинная. Посуду подарили родственники писателя – его дочь Марьяна Алексеевна и внучка Марина Евгеньевна Шиловские, - пояснил Михаил Перепёлкин.

Фото: столовая с подлинной фамильной посудой в музее-усадьбе семьи Алексея Толстого, Татьяна Петунина

Ещё несколько экспонатов приехали из Парижа. Племянница Алексея Толстого Ольга Толстая, дочь его родного брата Мстислава Николаевича, волею судеб оказавшегося во Франции и умершего там в 1949 году, передала для самарского музея уникальную книгу воспоминаний тетки Алексея Толстого Варвары Леонтьевны Тургеневой-Комаровой на французском языке "Русское детство". Спустя некоторое время она побывала на родине отца в селе Александровка и в Самаре, передала музею семейные фотографии, документы, ксерокопию биографической рукописи Мстислава Толстого, бессрочную паспортную книжку другого брата писателя - Александра, заведенную еще в прошлом веке в Самаре, различные свидетельства.

В 1987 году в музее появилось фамильное английское ореховое зеркало начала XIX века, принадлежавшее семье Александры Леонтьевны, матери писателя. Кроме зеркала, – еще два французских офорта начала XIX века с живописных полотен Пуссена из коллекции Алексея Толстого, которую он собирал в 1920-е годы и пропагандистскую листовку времен февральской революции 1917 года из его же коллекции. 

Фото: комод в комнате Александры Леонтьевны Бостром, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года

В музей передали и фамильный барометр, принадлежавший графу Николаю Александровичу Толстому, отцу писателя. Этот барометр в дубовом окладе находился в свое время в имении графа. В советские годы барометр висел в кабинете директора совхоза "Красная заря". В усадьбу он вернулся благодаря стараниям Петра Гурьянова, инициатора и создателя краеведческого музея в селе Александровка Кинель-Черкасского района (родовое имение Толстых).

Кроме разыскания подлинных вещей, принадлежавших семье Алексея Толстого, сотрудники музея на протяжении всего времени создания мемориальной экспозиции подбирали также предметы, похожие на те, что были здесь ранее. Они должны были заменить утраченные. Так, из дневников и переписки было точно известно время приобретения пишущей машинки, пианино, швейной машинки и других предметов быта. Дали объявление в газеты, выступили на радио и на телевидении, подключили к поискам знакомых. Так, в мемориальной экспозиции появились одна из первых моделей пишущей машинки "Ремингтон", пианино фирмы "йттегтапп", фотоаппарат "Кодак", швейная машинка "Зингер".


Фото: пишущая машинка "Ремингтон" в гостиной мемориальной квартиры семьи Алексея Толстого, из архива Михаила Перепёлкина


Фото: фотоаппарат "Кодак" на письменном столе Алексея Толстого в его комнате в мемориальной квартире музея-усадьбы, из архива Михаила Перепёлкина

Наполнять квартиру духом того времени, помогали многие горожане. К примеру, у актрисы ТЮЗа Лидии Любимовой нашлась металлическая кровать, которая подходила по описаниям из переписки родителей Алексея Толстого: "Леле надо купить кровать немецкую, металлическую...". 


Фото: этот шкаф конца XIX века мог принадлежать семье Алексея Толстого, его принесли в музей самарцы, Татьяна Петунина

Кроме сбора предметов, важно было вернуть прежний облик всей усадьбе. Художники ленинградского комбината живописно-оформительского искусства В. П. Воробьев и Д. Е. Катенин выполнили проект музейной усадьбы как культурного комплекса. В планшетах было воспроизведен внешний вид домов, флигеля, конюшни, хозяйственных и садовых построек.

Как сказал Михаил Перепелкин, в своих поисках сотрудники музея и строители опирались на хозяйственные записи, которые вела Александра Леонтьевна Толстая, на переписку членов семьи, любительские фотографии Алексея Толстого, воспоминания его приёмной сестры Александры Первяковой. Кроме этого, в Государственном архиве Куйбышевской области были найдены документы на постройку усадьбы, датированные 1881 годом. В Куйбышевском бюро технической инвентаризации обнаружили план усадьбы, составленный в 1930-м. Поэтому территорию усадьбы удалось восстановить в исторических границах, со всеми надворными постройками, садом с беседками и колодцем.

 

Фото: ленинградские художники воспроизвели внешний вид домов, скриншот с документального фильма "Маргарита и Мастер" 2021 года 

"Золотой ключик" к тайнам усадьбы Бострома

Сегодня музей, как и 40 лет назад, полон гостей. Сюда приезжают со всей России и из других стран окунуться в атмосферу старинной усадьбы, когда-то ставшей отправной точкой для творчества одного из самых знаменитых самарцев – Алексея Толстого. Среди музейных экскурсий самая популярная – "От Сосновки до славы" по постоянной экспозиции усадьбы. Экскурсия "Тайны усадьбы Бострома" посвящена истории жизней и судеб тех, кто жил в этих стенах.

Возможно, скоро появится пешеходная экскурсия по произведениям Алексея Толстого. Ведь он не просто родился под Самарой и прожил в ней какое-то время, а написал о Самаре одну из самых важных своих книг - трилогию "Хождение по мукам", где портрет нашего города "нарисован" им и в первом томе "Сёстры", и во втором томе "Восемнадцатый год". По легенде "дом сестёр" находился по адресу: Куйбышева, 73.

Также в музее можно побывать внутри известной сказки Алексея Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино", в основу которой легла история деревянной куклы Пиноккио Карло Коллоди. Интерактивная экспозиция открыта в первом доме усадьбы. Здесь дети найдут и каморку папы Карло, и театр Карабаса-Барабаса, и домик Мальвины, и харчевню трёх пескарей. Ребята путешествуют по сказке и ищут потайную дверь, а перед участниками волшебного "квеста" оживают самые интересные и красочные эпизоды повести Алексея Толстого. А когда им в руки попадёт заветный ключик, то и до театра недалеко: маленькие гости стоят на сцене, как те самые сказочные куклы.  Сотрудники музея считают "Золотой ключик" одним из главных музейных брендов.


Фото: фрагмент экспозиции музея-усадьбы семьи Алексея Толстого

В 2013 году к 30-летию музея и 130-летию со дня рождения Алексея Толстого у входа на территорию усадьбы появилась бронзовая скульптура "Буратино". Самарский скульптор Степан Карслян в процессе работы взял за основу портрет Дмитрия Иосифова, который сыграл заглавного героя в 1975 году в фильме Леонида Нечаева "Приключения Буратино". Дмитрий приезжал в Самару на открытие скульптуры. Очень жизнерадостный и похожий на того мальчика, которого мы все видели на киноэкране, и каким запечатлел его мастер.


Фото: скульптуру "Буратино" установили у входа на территорию музея-усадьбы в 2013 году к 130-летию со дня рождения Алексея Толстого, Татьяна Петунина

Так получилось, что в Самаре скульптура литературному герою Алексея Толстого появилась раньше, чем памятник писателю. До сих пор в областной столице его нет. 

В Павловке, где Алексей Толстой провел детские годы, впечатления от которых стали основой его автобиографической повести "Детство Никиты", установлен его бюст и памятная стела. В Москве, недалеко от музея-квартиры писателя на Спиридоновке, памятник ему открыли еще в 1957 году, через 12 лет после его смерти.


Фото: памятник Алексею Толстому в Москве находится на пересечении Большой и Малой Никитской улиц недалеко от дома 2/6 на улице Спиридоновке, где писатель провёл последние годы своей жизни - с 1941 по 1945 год (в 1987 году здесь открыли мемориальный музей-квартиру Алексея Толстого), из архива Михаила Перепёлкина

В Самаре говорят о памятнике "отцу" Буратино несколько лет. В 2023-м с этой инициативой выступило российское военно-историческое общество. Как известно, Алексей Толстой был военным корреспондентом сразу двух мировых войн. Сейчас выбирают место для монумента. Приоритетным вариантом является набережная в районе Некрасовского спуска. Планируется этой осенью установить не только саму скульптуру писателя, но и постамент с барельефом его литературных героев, многие из которых неразрывно связаны с Самарским краем.

 

Фото: многоликий Алексей Толстой приветствует самарцев перед входом на территорию музея-усадьбы, а забор такой же "рисунчатый" как и больше века назад, Татьяна Петунина


 Фото: Алексей Толстой в 1940-е годы, из архива музея-усадьбы семьи писателя


поделиться: