Время модернизма
В середине апреля сотрудники "ЗИМ Галереи" вместе с историком архитектуры Арменом Арутюновым запустили масштабный проект "ЗИМфест. Наследие модернизма", посвященный искусству ХХ века. О духе эпохи можно говорить бесконечно, но лучше один раз ее увидеть, особенно через объектив выдающегося авангардиста Александра Родченко.
Один из основоположников конструктивизма и русского авангарда, родоначальник дизайна и рекламы в СССР, экспериментатор в области живописи, графики, художественного плаката, скульптуры, кино и театра Родченко начал заниматься фотографией только в 1924 году. К тому времени он уже был сформировавшимся художником, но именно фото принесло ему мировую известность. В то время его ракурсные снимки были новаторскими, но до сих пор авторский метод мастера используют фотографы всего мира.
Выставка "Индустриальный мир Александра Родченко" - это экстравагантные конструктивистские здания и инженерные сооружения, генераторы и механизмы электростанций, эстетика промышленных процессов 1920-1930-х.
На связи - конец 1920-х
На четырех стендах теплого темно-голубого цвета, будто с примесью той самой производственной пыли, представлены 55 монохромных фотографий автора и одна - советского кинооператора Михаила Кауфмана. Первое, что видят зрители, заходя в выставочное пространство, - портрет самого Родченко с пространственной конструкцией "Овал в овале". Таким видели его близкие, друзья и коллеги - пытливым экспериментатором, изобретателем новых форм и принципов.
Прямо под портретом Родченко расположен снимок, созвучный по ритму конструкции в руках художника. Это московская Шуховская башня. Сетчатая решетка радиовещательного гиганта устремляется в небо, будто авангардный клин. Ей откликается расположенный рядом снимок металлического короба конвейера спиртзавода. Обе фотографии демонстрируют уникальность творчества Родченко и определяют характер экспозиции.
Четкие диагонали и нестандартные ракурсы. Металл и бетон, врывающиеся в природу и поглощающие ее. Это стройка новой идеологии, нового мира. Его главным средством массовой информации было радио. На первом стенде представлены "Радиопередающая антенна", "Радиоцентр" и "Рупоры" столицы.
Но не одними только радиоволнами жила страна в конце 20-х. Советский Союз выпускал миллионы экземпляров газет. Родченко интересовал сам процесс издательского дела, его полная технология. В экспозиции представлены четыре фотографии цикла производства газеты "Гудок": от набора копий печатной формы (в полиграфии такие пластины называют стереотипами) до уже готового издания.
Место женщины
В процессе активной индустриализации страны привычный уклад жизни советского человека кардинально менялся. Идеология полагала, что граждане должны много (очень много) работать. В 24 часах дня не было места домашнему быту. В 1920-е в СССР начали массово строить здания, отвечающие на запрос нового курса: дома-коммуны, общежития, общественные бани, дворцы культуры и фабрики-кухни. Общественные столовые должны были освободить женщин от "кухонного рабства". Ведь их место теперь на заводе наравне с мужчиной.
Места общепита обычно открывали при производственных предприятиях. На выставке можно увидеть четыре фотографии столовой московского электрозавода. Родченко снял их в 1931 году. Правда, за обеденными столами мы видим мужчин-рабочих, а за горой тарелок и прочей посуды - женщин-кухарок.
Строители электрического мира
Насколько концепция фабрик-кухонь освободила советских женщин от "работы за плитой" - большой вопрос. Зато благодаря фотографиям Родченко посетители могут точно увидеть кипящую жизнь на вышеупомянутом электрозаводе.
Представленная серия из 10 снимков 1929 года демонстрирует не столько масштабы производства, сколько упорный труд рабочих. За всеми процессами индустриальной эпохи в первую очередь стоял человек. У станков, в гардеробе, на отдыхе - именно эти люди почти 100 лет назад строили новый мир.
В каждом портрете Родченко старался запечатлеть в первую очередь личность рабочего. Даже на групповых снимках лицо каждого "винтика" большой системы четко, ясно, характерно. И отвечает главному слогану "Всегда готов!", который можно увидеть на одной из фотографий в обрамлении логотипа электрозавода.
Конечно, Родченко не мог упустить из виду результат их трудов. Кассеты с лампочками буквально "кричат" с одной из фотографий об активной электрификации страны. Чтобы показать полноценность этого процесса, мастер в том же 1929-м сфотографировал еще одно монументальное предприятие - московскую электростанцию. Игра света и тени застревает здесь в металлических конструкциях светового фонаря ее залов, бетонные стены и трубы заслоняют небо, а опоры линии электропередачи уходят перспективой далеко за горизонт. Открытая еще в 1897 году, эта МоГЭС действует до сих пор (сейчас ГЭС-1). А вот ее вывеску столетней давности вряд ли можно уже где-либо увидеть. Так художник Родченко видел красоту во всем, в том числе в шрифтах логотипа, и хотел показать ее людям.
Во власти механизмов
Говорят, дьявол кроется в деталях, а в случае индустриального мира - непосредственно в деталях производства. Самый большой блок выставки посвящен механизмам и красоте материала московского завода "АМО". Нынешний завод имени Лихачева (ЗИЛ) открыли в 1916 году. Это было первое автомобильное предприятие страны. В 1928-м его реконструировали, а через год Родченко зафиксировал модернизированные конструкции.
На 14 фотографиях раскрывается вся эстетика оборудования. Крупным планом сняты шестерни, лопасти, винты и другие механизмы завода. Несмотря на монохромность изображений, отчетливо виден их блестящий металлический цвет. Через фотографии проникает атмосфера цехов: въедчивый маслянистый запах, шум моторов и лязг металла. В объективе Родченко даже простые стальные стружки приобрели свою уникальную эстетику - их витиеватая форма отбрасывает изящные тени.
Концептуальные параллели
В 1931 году Родченко фотографировал московский металлургический завод "Серп и Молот". В экспозиции представлено шесть кадров работы этого старейшего предприятия страны. Конструкции цехов и вывеска, передвижения крана с материалом для будущих изделий на фоне индустриального пейзажа, рабочий у станка. И исполинские трубы. На одном кадре они дымят и врываются в пространство фотографии, на другом - виднеются вдали, на третьем - устремляются ввысь, демонстрируя невообразимую мощь.
Естественно, индустриальный мир не был сконцентрирован только в Москве. Он охватывал всю страну, и в нашем городе была та же картина, что и на фотографиях Родченко. Местная фабрика-кухня долгие десятилетия выполняла те же функции, что и ее столичные аналоги. На одном из снимков видна вывеска московской фабрики-кухни - недавно такая же вновь появилась на самарском "серпе и молоте". На выставке представлены три фотографии лесозавода "Вахтан" в Нижегородской области. В Самаре на берегу Волги, в районе четвертой очереди набережной, находились лесные пристани, там же делали лесозаготовки. Две сетчатые шуховские башни располагались на территории Самарского трубочного завода (позже завода имени Масленникова), только предназначались они для регулирования воды.
Тысячи рабочих на предприятиях, в цехах кипела жизнь, гигантские модернистские конструкции также устремлялись в небо. Не хватало лишь гения Родченко, который мог бы запечатлеть индустриальную романтику Самары.
За время работы экспозиции в галерее планируют провести серию бесплатных тематических мероприятий. Ближайшие пройдут 18 мая в рамках "Ночи музеев". Московский историк архитектуры Николай Васильев прочитает лекцию (12+) об одном из главных конструктивистских объектов столицы - Доме Наркомфина. Армен Арутюнов проведет две кураторские экскурсии (6+).
Выставка продлится до 30 июня, вход свободный.