Напомним, что по итогам седьмого ежегодного национального рейтинга, посвященного развитию туризма, туристической привлекательности российских регионов, их туристическому потенциалу и популярности среди отечественных и иностранных туристов, Самарская область вошла в топ-10, поднявшись за год сразу на несколько позиций.
В опросе Центра социологических исследований "14–35", который был проведен с 24 по 27 мая 2022 года, приняли участие более 6,5 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет из 85 регионов. Подавляющее большинство опрошенных (88,6 %) выразило заинтересованность в путешествиях по России; 62,1 % уже активно реализуют эту возможность. Около половины молодых людей выразили готовность отказаться от заграничных турпоездок, чтобы поддерживать и развивать отечественный туризм.
- Наиболее востребованными мерами поддержки туризма участники опроса назвали программы льгот для оплаты туристических поездок, студенческие обмены между регионами России, расширение экскурсионных возможностей. Для решения этой задачи нами реализуется Программа молодёжного и студенческого туризма "Студтуризм.рф", которая охватывает более 100 городов 70 регионов. Студенты и молодые специалисты до 35 лет могут достаточно бюджетно пребывать в кампусе вуза, принимать участие в культурно-познавательном, профориентационном или научно-популярном направлениях проекта. Программа успешно зарекомендовала себя, поэтому мы рассчитываем на дальнейшее увеличение туристического потока молодёжи, – поделился заместитель министра науки и высшего образования РФ Григорий Гуров.
От Самарской области к Программе молодежного и студенческого туризма "Студтуризм.рф" присоединились два вуза – ФГАОУ ВО Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева и ФГБОУ ВО "Самарский государственный технический университет". Также для вовлечения молодежи в познавательный туризм на территории Самарской области действует областной туристический проект "Моя губерния", который реализуется Самарской областной молодежной общественной организацией "Студенческие отряды" с использованием гранта от "Фонда президентских грантов" в рамках Года культурного наследия в Российской Федерации. Проект "Моя губерния" приурочен к 170-летнему юбилею Самарской губернии, который праздновался в 2021 году, и представляет собой систему мероприятий, направленных на развитие регионального краеведческого туризма в молодежной среде, формирование бережного отношения к природному наследию родного края и позитивного отношения к здоровому образу жизни через участие в туристических походах.
топ-5 самых популярных видов молодёжного туризма, по мнению респондентов, участвовавших в опросе Центра социологических исследований "14–35", это туры по паркам развлечений, горные походы, водные туры, диско-туры и шопинг-туры.
Оптимальный срок для путешествий – 6-10 дней. Предпочтительный бюджет – не более 50 тысяч рублей на человека (нижние пределы – от 15 тысяч).
Более половины – 53,4 % не могут себе позволить путешествовать чаще чем раз в полтора-два года, 38,3 % респондентов путешествуют 1-2 раза в год и чаще. Возможность поездок по России для молодых людей ограничивается несколькими ключевыми факторами: высокими ценами, низким уровнем сервиса и климатическими условиями.
Летом 2022 года половина участников опроса будет путешествовать по России (46 %), другая половина не планирует воспользоваться туристическими возможностями (42,8 %).
При выборе туристического направления молодёжь руководствуется: ценовой политикой, комфортабельным пребыванием, советами друзей и знакомых, личным положительным опытом.
Молодые россияне предпочитают путешествовать на автомобиле. Соответственно, маршруты поездок определяются во многом исходя из доступности транспортной инфраструктуры.
Большинство молодых людей хотели бы во время поездок активнее участвовать в местной культурной жизни – в формате экскурсий, выставок, творческих площадок, концертов, квестов и т.д. Они отметили недостаток качественной информации о подобных событиях в регионах России.
Более половины опрошенных не знает о программах и проектах по поддержке молодёжного туризма. Среди тех, кто обладает такой информацией, лишь 20 % реально принимали участие в каком-либо подобном проекте.
Основными источниками информации о туристических направлениях, маршрутах, поездках по России для молодежи являются друзья и знакомые, родители или родные, а также блогеры.
Отметим, что на территории Самарской области с июня 2020 года департаментом туризма министерства культуры Самарской области при поддержке регионального Правительства реализуется проект "Поехали!". За это время было осуществлено 50 выездных мероприятий. В среднем в каждом из пресс-туров принимало участие порядка 30 журналистов и блогеров. Целевая аудитория проекта – молодые люди, которые планируют свой отдых на территории Российской Федерации и готовые рассмотреть Самарскую область в качестве туристического направления. Основным каналом распространения информации являются интернет-платформы: сайты, социальные сети, тревел-блоги и т.д. Участники пресс-туров проекта – журналисты и блогеры – еженедельно показывают и рассказывают в своих материалах о самых интересных местах и туристических сервисах Самарской области.
Развитие туристического потенциала Самарской области – одна из приоритетных задач для регионального Правительства, реализацию которой контролирует губернатор Дмитрий Азаров. Так, в конце 2021 года Самарская область заключила соглашение с Корпорацией "Туризм.РФ", которое направлено на развитие туристической инфраструктуры. Также глава региона Дмитрий Азаров заключил важное соглашение с Русским географическим обществом, направленное в том числе на сохранение и защиту природных ресурсов губернии.