Статус объекта
Название выставки отсылает к работе британской художницы Трейси Эмин, которая хранится в Stella Art Foundation (ее не смогли привезти в Самару по техническим причинам). Выполненная неоном на черном фоне фраза Because of you I’m here ("Из-за тебя я здесь") звучит одновременно как кричащая претензия и как признание в любви. На подобном многообразии вариантов интерпретации искусства и взаимосвязи субъекта (зрителя) и объекта (работы) построена вся концепция выставки.
- Коллекция Stella Art Foundation - одна из крупнейших в России, - говорит куратор выставки Сергей Баландин. - Мы давно хотели с ней повзаимодействовать, но просто показать коллекцию и ее "географическую широту" было бы скучно. Поэтому придумали особенную тему. Нам показался важным вопрос доверия и недоверия. Статус объекта определяет тот, кто на него смотрит. Человек всегда интерпретирует искусство, пытается что-то понять, помещает и распределяет работы в какие-то ниши и ячейки, которые соответствуют его представлениям о мире и прекрасном. Отсюда появляются такие понятия, как "друзья" и "враги", "свое" и "чужое". Интерпретация меняет сам объект. Возможен ли непосредственный взгляд на предмет - большой и любопытный вопрос.
Экспозиция охватывает период с 1970-х годов до наших дней. Организаторы собрали работы художников отечественного современного искусства и авторов из Европы и США.
Восприятие общества
Искусство способно как создавать штампы, так и разоблачать их. Все зависит от восприятия смотрящего. Эта тема на выставке развивается в двух направлениях.
Первое строится на изображении людей: портреты, человеческие фигуры и части тела. Например, работа "Полицейский" художницы Бу Ритсон - фотография американского полицейского в технике жикле. Зритель не знает, кто герой работы и какой он: добрый или злой, защитник или агрессор. Ответить на эти вопросы точно нельзя, можно лишь догадываться и фантазировать.
Аналогичные вопросы возникают при взгляде на 20 карикатурных работ Вагрича Бахчаняна из серии "Американцы, увиденные русскими". Какие они - "другие" люди? Как долго одно общество будет видеть и воспринимать другое через призму сатиры? Работы выполнены в 1983-м, а тема не теряет своей актуальности до сих пор. Вторая выставочная серия работ Бахчаняна 1975 года построена на своеобразном каламбуре. "Голая "Правда" - это вырезки из партийной газеты, которые без контекста можно интерпретировать в необычном ключе. Художник выбрал звучные заголовки и на тексте заметок сделал наброски цветными карандашами. Например, для фразы "Один хозяин - лучше" он изобразил голого мужчину.
Стефани Лемперт раскрывает свое творчество при помощи текстов и звуков. В 2005 году она создала видеофильм "Читай по губам", главными героями которого стали аквариумные рыбки. Художница наложила американские междометия и звукоподражательные слова на моменты, когда рыбки открывали рты. Получились нестандартные диалоги между молчаливыми существами. Этот видеоарт абсурден - ведь разговаривать могут только люди, но и одновременно интересен с точки зрения коммуникации между животными.
Глядя на скульптуру из никелированной бронзы Эрвина Вурма, можно рассуждать о морали. Красивое тело в эстетичной позе, но оно бесполое, без головы и с некими обтекаемыми углами, которые выходят за пределы формы и как будто разрывают ее. Все объясняет название работы - "Удары зависти". В ней, как в зеркале, можно увидеть свое искаженное смертным грехом отражение.
Сомнительное окружение
Второе направление развивается на вариативности интерпретации предметов вокруг нас. Привычные объекты могут стать призрачными и загадочными. Например, как мебель в работе Анны Желудь "Учреждение культуры". Это созданный из металлических прутьев интерьер то ли библиотеки, то ли музыкального класса, а может, кабинета в Доме культуры. Компьютер на столе, стулья и пианино, вешалки гардероба и даже пальто представлены в виде каркасов и очертаний конструкций, а внутри - пустота. С инсталляцией Желудь сочетается картина Семена Файбисовича "Утренний взгляд на одежду, брошенную вечером на стул". Одежду невозможно опознать - она становится пятном, тенью.
Предметы трансформируются в глазах зрителей сами по себе. Роберт Лаццарини вырезал из дерева "Стол, блокнот и карандаш". Казалось бы, вполне привычные объекты, но в руках художника они изгибаются и скручиваются. Теперь это уже не предметы интерьера, а арт-объект, который, к слову, располагается перпендикулярно полу галереи.
На пяти картинах из серии "Неадекватные предметы" Андрея Абрамова изображены конфеты, ложки, открытки, спички и другие вещи. Их "нормальность" или "неадекватность" определяется каждым человеком самостоятельно в зависимости от интерпретации.
Свои и чужие
В работе из проекта "Частичный триумф I" художница Ирина Нахова развивает вопрос о разрушении "старого" как возможности построения "нового". На двух картинах видны разваливающиеся и разлетающиеся географические объекты. Работа выполнена в 1989 году - она предсказывает развал СССР. Если всмотреться "внутрь", то можно разглядеть интерьер Дворца съездов на территории Кремля (нынешний Государственный Кремлевский дворец), где проходили значимые партийные мероприятия. Советский режим, прежняя Россия и сам дворец рассыпаются, превращаются в осколки античных статуй и формируют новую эпоху и карту.
Условия, в которых находится человечество, накладывают многочисленные запреты. Они заставляют человека делать выбор, кого и что нужно любить и уважать, а кого - ненавидеть и презирать. На выставке раскрывается тема "друзья/враги" и "свои/чужие". Одна из таких работ - четыре бронзовых макета танка: советский Т-72, французский "Леклерк", американский М1 "Абрамс" и немецкий "Леопард 2". Их создал Анатолий Осмоловский в 2006 году для серии "Изделия". Не интересующемуся военной тематикой зрителю трудно отличить боевые машины друг от друга. Важно ли делить технику по странам, если по виду и своему назначению она идентична? Уместен ли в этом случае контекст "своих" и "чужих" - индивидуальное решение зрителя.
На выставке представлена серия картин "Мои любимые книги" Юрия Альберта 2001 года. На холсты нанесен пепел четырех сожженных книг. Художник сделал отсылку к фашистской акции 1933 года, когда неугодную литературу уничтожали согласно "Просветительской кампании". Это были книги, написанные Генрихом Гейне, Томасом Манном, Альбертом Эйнштейном, Зигмундом Фрейдом и другими. Автор выстроил концепцию своих картин на рассуждении: какие книги могут стать "вредными" и "чужими" в российском современном обществе. Он сжег "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, "Избранные произведения" Марка Твена, "Жизнь двенадцати цезарей" Светония и "Евгения Онегина" Пушкина. Зрители уже не смогут их прочитать, но, обходя запрет, могут представить текст и образы.
Выставка продлится до 16 апреля.