sovainfo.ru

"Митьки" и пейзажи: в Самарском художественном музее откроют две выставки

На этой неделе в главном здании Самарского художественного музея на улице Куйбышева откроют две выставки. С 9 февраля посетители смогут побывать на экспозиции "Другая жизнь" (12+) с работами Константина Батынкова. 10 февраля стартует проект "Берега", посвященный 100-летию со дня рождения Николая Хальзева.

"Митьки" и пейзажи: в Самарском художественном музее откроют две выставки Фото: предоставлено музеем

Константин Батынков - московский художник, один из основателей творческой группы "Митьки". Работает масштабными сериями в графике и живописи, обращаясь к разным темам и нарративам: от военных баталий и зрелищных спортивных игр до футуристических городских пейзажей. Его творчеству свойственны легкость и импровизационность, ирония и острое чувство сегодняшнего дня.

Внешняя схожесть с кадрами кинохроники придает его работам особую выразительность и достоверность, но внимательному зрителю открывается не история реальных событий, а скорее повествование автора о неких воображаемых происшествиях, гротескная фантасмагория, окрашенная то иронией, то улыбкой, то тревогой.
Выставка "Другая жизнь" продлится до 26 марта.

Николай Хальзев (1923-1999) родился в селе Сухая Вязовка нашей области. В 1929 году его семья попала под раскулачивание, после чего она перебралась в город. В Николае рано пробудилась тяга к рисованию. В 16 лет он поехал в Пензу и поступил в художественное училище, но окончить его помешала война. В феврале 1942 года Хальзева проводили на фронт. Он с боями прошел Польшу, Румынию, Венгрию, прорывался через горы в Австрию, получил ранение во время взятия Будапешта. В армии оставался до 1947 года, стал кавалером ордена Славы III степени. Был награжден многими медалями. Мирную жизнь он начал вновь с учебы в Пензе, где его зачислили на третий курс.

Хальзев пробовал себя в разных видах и жанрах изобразительного искусства. В 1960-е овладел техникой эстампа - линогравюры, офорта, литографии, сухой иглы. На выставке представлены работы того времени. Графика не осталась в центре его творческого внимания: Хальзев ощущал себя живописцем и прежде всего пейзажистом. Начиная с середины 1950-х, когда в Куйбышев после окончания художественных учебных заведений стала возвращаться творческая молодежь, он сблизился с Пурыгиным, Комиссаровым, Филатовым. Главной темой пейзажистов стало уникальное свое­образие, красота природы Самарской Луки, Волги и Жигулей. 

Зрители увидят как небольшие этюды, так и программные полотна Хальзева. Художник тонко чувствовал красоту природы родных мест, мастерски умел передавать ее состояние в разные времена года. Он построил домик на Проране, где расположилась творческая база союза художников. Часто ездил на лодке по волжским протокам. Особое место в его работах занимает мотив с изображением Самары, увиденной с противоположного берега Волги.

Большой период творчества художника был связан с Крымом. В 1970-е он многократно бывал в Гурзуфе на творческой даче художников имени Константина Коровина. Хальзев забирался в самые немыслимые уголки крымских гор с этюдником, любил работать там весной или осенью.

 
В 1990-е художник экспериментировал в новом для него жанре - акварельном. Он придумал свою оригинальную акварельную технику - добавлял в акварель крем для бритья, что придало картинам весьма своеобразный вид. Эти работы также представлены на выставке, ознакомиться с которой можно до 26 марта.


поделиться: