Будучи маленькой девочкой, Екатерина посмотрела совсем не детский, но популярный в те годы фильм "Гробовщик". У главного героя было свое похоронное бюро.
- Мне эта профессия показалась благостной и престижной, тоже захотела иметь свой похоронный дом. Вообще, это распространено в Европе, там через каждые два дома есть такой. Обычный обеденный зал хозяина дома используется как зал прощания, а в подвале располагается морг. Люди там живут и работают. Похороны в Европе – это дорого. Они могут схоронить одного человека и потом 3 месяца на эти деньги жить.Детская мечта с годами только крепла и затем переросла в дело жизни. Правда, некоторые психологические испытания все же пришлось пройти.
- Хотеть – одно, а делать это своими руками и видеть – другое. Когда первый раз приехала на обучение в Москву, я уже работала в сфере ритуальных услуг, видела покойных, но бальзамированием и танатопрактикой не занималась. Мой учитель тогда сказал: если просто стоять и смотреть – потеряешь сознание. Нужно начинать работать руками. Была буря эмоций. Я думала: это мне предстоит делать с усопшим человеком? Я провела с этими мыслями ночь, а утром поняла: это мое, и я пойду дальше.
Фото: Анна Коротченкова
Екатерина признается, что чувства со временем притупляются. В этой профессии важно прийти к осознанию, что смерть – часть жизни.
- Я поняла и приняла для себя, что смерть – это неизбежно. Единственное, что мне страшно – умереть мучительной смертью. Хочу, чтобы это было легко и спокойно. Надо понимать, что мы боимся не самой смерти, а неизвестности. Отношение к этому изменилось в военные годы. Люди боялись получить похоронки, стало запретно говорить на эту тему, это для всех было страшно. Для нас это последствия прошлого. В Европе, например, это открытая тема.Первого усопшего помнит до сих пор
Первая работа с покойным началась сразу со сложного случая.
- Это была учитель по верховой езде. У нее был рак желудка. Те, кто умирают от заболеваний ЖКТ, подолгу не едят. Они усыхают так, что от лица не остается ничего. Там, конечно, уже не макияж нужен, а полное восстановление лица, впавших щек. Есть гель для усопших, аналогичный тому, с помощью которого мы увеличиваем губы, корректируем нос - им мы восстанавливаем лицо. Когда у усопшего по определённым обстоятельствам отсутствует какая-либо часть лица (например, нос, уши), то мы восстанавливаем с помощью воска и макияжа. Приводим в порядок и рваные раны лица.Екатерина признается, что деньги для нее не главное. Гораздо важнее та помощь, которую получают близкие, пытаясь смириться с потерей. Сотрудники ритуальной службы омывают, приводят в порядок, бальзамируют – готовят умершего к последней встрече с родственниками и друзьями.
"Выглядит так, как будто спит"
Постепенно в прощальной культуре становятся популярны услуги танатопрактика. Специалист наносит посмертный макияж усопшему с использованием специальных средств. У Екатерины есть чемоданчик, который с виду не сразу дает понять о своем назначении. Выдают его лишь торчащие в кармашке хирургические предметы холодного металлического цвета.
Фото: Анна Коротченкова
Глава похоронного бюро уточнила:
- Когда усыхают губы, мы делаем их немножко припухлыми. Глаза поднимаем, а также впалые щеки, корректируем морщины. Есть специальный танатогель с формалином. Для макияжа используется специальная косметика для мертвой кожи - обычная не подходит. Если ее нанести, лицо "поплывет" на холодной коже мертвого человека. Среди косметических средств есть и пудра, и краска. Очень многие приносят помаду, тени усопших. Эти средства мы можем использовать из числа обычных. Даже один раз принесли диск с фотографиями, чтобы мы посмотрели, какой был макияж, какие стрелочки были у погибшей.Танатопрактик отмечает, что у покойного кожа меняет цвет, а с помощью посмертного макияжа можно привести ее в порядок таким образом, что человек выглядит как при жизни - как будто он спит.
Прощальные традиции в России меняются
- Сейчас не держат покойных дома 3 дня из-за жары и хоронят на следующий день. Это все родом из нашего прошлого. Традиция провожать покойного три дня связана с тем, что близкие добирались из других городов, чтобы попрощаться. Тогда не было скоростных поездов и самолетов. Даже, если взять посмертные фотографии. У меня есть фото прадедушки, на них все родственники стараются попасть в кадр. Некоторые все же не успевали приехать, поэтому потом показывали другим родственникам, как он выглядел на прощании. Что касается детей, раньше их всегда брали на похороны. Сейчас детей стараются оградить от этого. У нас был случай: умерла 30-летняя женщина. У нее остался 8-летний сын. Родственники решили не брать его на похороны и сказали, что мама уехала и скоро вернется. По моему мнению, это наносит психологическую травму. Ребенок ждет маму. Неизвестно, простит ли он потом родственникам, что ему не дали попрощаться. Думаю, это гораздо лучше пережить это здесь и сейчас.
А в XIX веке в моде были посмертные фотографии. Такие кадры ужасают присутствием мертвых людей, изображающих живых.
- Покойных крепили на специальных стойках, чтобы зафиксировать части тела в одном положении. Тогда фотографии только начали появляться, в основном снимали маленьких детей. Вероятно, из-за того, что это было в новинку, а малыши не успели пофотографироваться за свою короткую жизнь, их старались запечатлеть с членами семьи, игрушками. Это, может, и дико, но, может, где-то и правильно.
Екатерина говорит, что и сейчас изредка просят поснимать на прощальных церемониях. В основном, чтобы показать родственникам, которые не смогли проводить близкого в последний путь. Но есть и традиции, которые чтут по сей день. Например, незамужних девушек принято хоронить в свадебном платье. А военных, сотрудников экстренных и силовых служб – в служебной форме. Вместе с тем покойных принято облачать в новую одежду.
- Женщин хоронят в платьях. Они застегиваются на липучки, чтобы легче было их надеть. У некоторых моделей есть удлиненные рукава, чтобы скрыть изменения цвета рук покойного. Траурная мода существует и для мужчин.
В Европе своя "скорбная" мода
В Европе не только проще относятся к теме прощания, но задают траурные тренды.
- Стали бальзамировать человека в том состоянии, в котором он был при жизни. Например, если он играл в футбол, его бальзамируют сидящим на поле рядом с мячом. Близкие фотографируются, а потом его выпрямляют, кладут в гроб и хоронят.
Похороны – это не дорого
Екатерина развеяла миф о том, что похороны – это всегда дорого.
- Это дорого, если связываться с черными агентами. Если вы обращаетесь сами, сравниваете, то это не будет так дорого. Средняя стоимость похорон – 23 тыс. руб. Туда входит гроб, крест, услуга по выкапыванию могилы. Похороны могут и порядка полумиллиона быть. Например, дубовый гроб, красная дорожка, шатер, лифт, который опускает гроб. Веночки у нас есть за 500 рублей, а есть и за 5000 руб. Похороны делаются по бюджету.
Глава похоронного бюро вспомнила, как хотела помочь бабушке разбившейся 3-летней девочки.
Фото: sova.info
Эта история потрясла жителей всей Самарской области.
- Я утром прочитала новости о том, что с балкона выпала девочка. Хотела выйти на семью, чтобы предложить свою помощь, хотели организовать все бесплатно. В обед позвонила женщина - оказалось, они с соседями собрали средства на похороны малышки. Я связалась с бабушкой, но она уже все оформила, видимо уже отдала задаток. Скорее всего информацию о гибели ребенка агенты получили из морга и быстро вышли на ближайшего родственника.
"Буду делать себе памятник при жизни"
А недавно у Екатерины Костылевой возникла идея создать волонтерскую группу, чтобы помогать бесплатно.
Фото: Анна Коротченкова
- Бывает, что нет у человека денег. Гроб, веночек – мы дадим. Некоторые пишут, что мы обираем людей. Так давайте поможем бесплатно вместе – чем-то вы, чем-то я. Но никто не соглашается.Есть и те, кто хочет при жизни договориться о "смерти". Такой подход называется прижизненным контрактом на ритуальные услуги.
- Недавно был случай. Женщине 90 лет, она в здравом уме, но со здоровьем уже плохо. Пенсионерка обратилась к нам за такой услугой, дала номер телефона батюшки, который будет ее отпевать. Рассказала, где ее хоронить, в какой одежде, даже привезла эти вещи. По поводу своих похорон... Неделю назад я оказалась в таком плохом состоянии в плане здоровья - думала, уже на том свете одной ногой. И меня волновало, что я не успела никому ничего рассказать, что и где я хочу. Я буду готовить все заранее. Может, это будет какой-то необычный специфический гроб, памятник тоже будет необычный – буду делать его при жизни.На похоронах пускали шарики в небо
Специалист по траурным делам также добавила, что все больше встречает нестандартный подход к прощанию с умершими.
- У нас был случай в Тольятти. Молодая девушка умерла от рака, и по ее воле на похоронах играла современная музыка. Она наказала родителям не плакать, не одеваться на ее похороны в черное. В конце похорон все выпускали в небо цветные шарики. Похороны – это последний праздник, я считаю.Стала ближе к вере
Несмотря на свою открытость и общительность Екатерина предпочитает одиночество. Она пишет картины (в основном на религиозные темы), занимается траурной флористикой и планирует написать книгу об истории своей любви к этой для многих необычной профессии.
Фото: Анна Коротченкова
- Не считаю себя очень верующей, но, занимаясь ритуальным бизнесом, волей-неволей приходишь к вере. Дома у Екатерины много статуэток ангелов, картин с изображением Иисуса и фигурок гробов. Для танатопрактика и хозяйки ритуального бюро понятие смерти не облачено черной мантией и ассоциируется только с благостным трудом.