Он вошел в первый состав совета главных конструкторов вместе с Сергем Королевым, Валентином Глушко, Владимиром Барминым, Михаилом Рязанским и Виктором Кузнецовым.
А первая встреча с ракетной техникой у Пилюгина происходит в 1944 году. По обломкам, доставленным с немецкого полигона в Польше, и документам, поступившим от советской разведки, Пилюгин вместе с Василием Мишиным и Борисом Чертоком пытаются восстановить облик германской ракеты ФАУ. Обломков было мало, но тут неожиданную помощь оказали британцы. Их очень интересовала радиоаппаратура и приборы системы управления, и в Польше они собрали несколько больших ящиков и послали их на родину, через Москву.
Фото: "Почта России"
Как писал в мемуарах Борис Черток:
- До отправки в Лондон мы с Пилюгиным получили задание вскрыть и посмотреть. Николай вооружился отверткой и пассатижами. А я ему подсвечивал фонариком. Надо сказать, что он артистически работал, отвинчивал, завинчивал. Пытался вникнуть в существо работы тех приборов, которые были найдены англичанами. Британцы так ничего и не заподозрили.
Можно отметить, что Пилюгин любил работать руками. Как он впоследствии говорил, это у него с молодости, когда он трудился слесарем в Центральном Аэрогидродинамическом институте имени Жуковского. Вскоре молодой человек стал лучшим по профессии и его назначили файнмехаником. Так назывался тогда особо квалифицированный слесарь.
Фото: "Роскосмос"
Молодой человек давал дельные советы инженерам и вносил в проекты рационализаторские предложения. Знаменитый авиаконструктор Андрей Туполев настоял на том, чтобы в 1930 году Николай поступил в Московское высшее техническое училище имени Баумана. МВТУ он окончил в 1935 году.
До 1941 года будущий академик работал в ЦАГИ, а затем перешел в отделившийся от него Летно-испытательный институт, где занимался разработкой самолетной автоматики и испытаниями автопилотов. В 1943 году стал кандидатом наук. В 1944 году был переведен в отдел управления НИИ-1 по ракетной технике, созданного на базе ракетного научно-исследовательского института.
Как писали выше, в составе специальной группы НИИ-1 по доставленным туда из Польши частям и обломкам немецкой баллистической ракеты ФАУ-2 изучал компоновочную и конструктивно-силовую схемы этой ракеты и схему ее системы управления. Стоит отметить, что нарком вооружений Дмитрий Устинов высоко оценил результаты деятельности группы. Николаю Пилюгину была вручена медаль "За отвагу".
Летом 1945 года в составе группы специалистов, впоследствии возглавляемой Сергеем Королевым, он был направлен в Германию, где участвовал в создании центра по изучению конструкции немецкой ракеты ФАУ-2.
Фото: НИИ им. Пилюгина
В побежденной Германии он выступал уже в роли эксперта по ФАУ и вскоре назначается главным инженером ракетного института "РАБЭ". Он разыскивает немецких специалистов и собирает ракетную технику.
По словам Бориса Чертока, первое, что он попросил, - оснастить свой кабинет слесарным инструментом. Затем Пилюгин приказал все электромеханические приборы, откуда бы они ни поступали, направлять к нему в кабинетную мастерскую. Он говорил, что когда сам разбирает прибор, то пытается угадать мысль его создателя.
В 1946 году Николай Пилюгин - уже член легендарного совета главных конструкторов, куда его приняли по рекомендации Сергея Королева. Напомним, что этот совет - явление уникальное для СССР, его решения были обязательными для всех профильных министерств и ведомств.
Фото: Юлия Рубцова
В тот же год после поставления ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР начала формироваться ракетная промышленность СССР. Кстати, говорят, что некоторые пункты документа засекречены до сих пор.
Советский учёный в области систем управления ракет Владилен Финогеев рассказал о совместной работе в то время:
- Николай Алексеевич был человеком необычным, талантливым. Задумывал все сам и делал все сам. Но с ним было непросто работать, потому что он был требовательным. Но он ни на кого работу не спихивал. Первым приходил и последним уходил из института.
Академик Борис Черток также отмечал:
- Была в нем какая-то доброта и в то же время строгость. Но главное - постоянное желание работать, делать что-то новое. Даже когда курил, он не сидел без дела.
В 1947 году коллектив, возглавляемый Николаем Пилюгиным, ведет разработку автоматизированной системы управления советской баллистической ракеты Р-1. Ученые сумели сделать так, что отечественные баллистические ракеты Р-1 летали устойчиво, имея более высокие летно-технические характеристики и точность попаданий, чем их прототип ФАУ-2.
Успешно команда Пилюгина сработала при разработке системы управления ракетного комплекса Р-5 и его модификаций.
В работе для академика Пилюгина наиболее сложной оказалась Р-7, с большим количеством регулируемых параметров и источников возмущений, но он справился со своей задачей, как и другие ее создатели. Знаменитая "семерка" стала базой для создания космических ракет "Спутник", "Восток", "Восход", "Луна", "Молния", "Союз" и других.
Напомним, что в первой половине 1958 года, когда на заводе № 1 (будущем "Прогрессе") в Куйбышеве уже началась реорганизация производства, на полигонах продолжались пуски ракет Р-7, которые в то время пока еще изготавливались на опытном заводе в Подмосковье. Стоит отметить, что к этому времени также состоялись два старта в целях исследования космоса.
Куйбышевцы справились с правительственным заданием, в итоге две ракеты Р-7 куйбышевского производства отправились на космодром 30 декабря 1958 года. После проверки всех систем первая из них успешно стартовала 17 февраля 1959 года. Рассказывают, что в это время Пилюгин несколько раз бывал в Куйбышеве, но все визиты носили особо секретный характер.
А с 1963 года и до конца своей жизни в 1982 году Николай Пилюгин работал главным конструктором НИИ-944, ныне это Научно-производственный центр автоматики и приборостроения его имени.
Как пишет Владилен Финогеев, уникальность этого пилюгинского института в том, что проектирование и изготовление приборов и подсистем вычислительного комплекса, инерциальной системы и необходимого бортового интерфейса ведутся в рамках одного предприятия.
Фото: Юлия Рубцова
Как рассказывают его коллеги в НИИ, Николай Пилюгин с завидной быстротой и решительностью подхватывал новые идеи. Например, переход на бортовую дискретную вычислительную технику был одним из важнейших стратегических вопросов. Академик ждать не стал, а сразу взялся за создание новых систем управления.
В 70-е годы прошлого века Пилюгин активно участвовал на проекте "Энергия" - "Буран". Николай Алексеевич, правда, выбрал новую для себя задачу - создать систему управления возвращаемого корабля "Буран", уступив работы над традиционной для себя системой управления ракеты-носителя "Энергия" своему воспитаннику - академику Владимиру Сергееву.