sovainfo.ru

Мастера из Тольятти приобщают детей и взрослых к гончарному ремеслу

Татьяна Богучарская и Владимир Туртыгин – супруги. Оба, каждый по-своему, продолжают традиции народного творчества. Оба носят звание мастера декоративно-прикладного искусства Самарской области. Их изделия, созданные с фантазией и юмором, неизменно привлекают людей на выставках, фестивалях и ярмарках.


Быки, навеянные графикой Пикассо

Мы в тольяттинской мастерской Владимира Туртыгина. Здесь и его создания – самые разнообразные гончарные изделия, и чудесные игрушки, сделанные художником-керамистом Татьяной Богучарской.

Как соотносятся традиции и новаторство в творчестве этого мастера?

- Есть множество российских школ народных игрушек – Дымково, Филимоново, Абашево. Мы, нынешние ремесленники, продолжаем традиции. Мы ветки, которые пошли из этого ствола. Но рядом видим и другие "деревья". Например, декоративно-прикладное творчество Средней Азии или Кавказа, изобразительное искусство других народов. Птицы летают, ветра дуют, и заносят они нам семена с этих "деревьев". Но творчество - это моя собственная "веточка". У меня есть работа - стилизация африканской маски. Не повторение традиции - моя фантазия. Или вот, например, кот. Он сделан в традициях дымковской игрушки. Но сама форма напоминает о дивеевской школе. А в росписи кота - влияние и лубка, и мастеров из Маврина. Сейчас год Быка, и я сделала серию игрушек с изображением этих животных. Они в духе рисунков Пикассо. Когда я выставила их в Интернете, пользователи безошибочно угадали это.

Во всех созданиях Татьяны Богучарской, раскрашенных акриловыми красками, есть какая-то праздничность. Необычные храмы на холме, напоминающие фигуры дородных барынь. Стилизованные деревья, похожие на цветы. Козы с лукавым выражением мордочек, лошадки, петушки, кот и птичка, севшая на него, комарик, крокодильчик, созданные с натуры и преобразованные фантазией автора образы дачниц, продающих цветы и ягоды. Все это невольно вызывает улыбку. Кажется, герои движутся, общаются друг с другом, словно это персонажи какого-нибудь анимационного фильма.


Куклы тольяттинской мастерицы умеют разговаривать. Ее игрушки еще и свистульки. И у каждого персонажа свой голос.

- Мы были в итальянском музее свистулек, - вспоминает Татьяна. - Там они совершенно другие – какие-то рубленые, осовремененные. А наши свистульки обтекаемые по форме, в них есть и доброта, и юмор, и фантазия.

В старину подобные свистульки зазывали людей на ярмарки и уличные праздники.

Многие игрушки сделаны по мотивам старых добрых сказок. Мы видим Мишку, несущего за плечами Машу из леса. Тетю Кошку из сказки Маршака.

В некоторых игрушках Богучарской угадываются персонажи русской истории. Это, например, солдаты Петровской эпохи. Но они совсем не похожи на штампованных оловянных солдатиков. Эти образы преломлены через фантазию мастера.

- Авторы народных игрушек чувствуют глину как живое существо, - говорит Татьяна. - Они слушают ее, подчиняются ей. А она послушна в их руках. Почему у мастеров филимоновского промысла игрушки вытянутые? Потому что там глина такая, она диктует эту форму. И у меня тоже порою возникает ощущение, что глина сама подсказывает, что надо сделать, и сама поправляет работу.

Последние лет десять Татьяна руководит студией "Горшеня" и преподает там.

Здесь дети знакомятся с искусством живописи, керамики, аппликации. В студии они могут проявить себя как творческие личности.

- Дети с удовольствием лепят кошечек, собачек, дельфинов, ежиков с корзинками, - рассказывает мастерица. - Мы даем технологию создания образа. А дальше дело детской фантазии. Фигурки животных у всех получаются разные. Свои изделия их авторы забирают домой. И там заполняют ими целые полки. Некоторые из игрушек они дарят родителям и бабушкам. Мы стараемся вернуть детям старые добрые русские сказки. Иногда я сама читаю их ученикам. Лепим сказочных кошек, Лису с Колобком, Мишку, Водяного из мультфильма "Летучий корабль".

В студию "Горшеня" приходят не только дети. Среди тех, кто занимается у Богучарской, есть прабабушка одной из учениц.

Керамике она стала обучаться, когда ей было уже около семидесяти. У нее вдруг открылись удивительные способности.

- Мы сделали с ней козу, барана, петуха, - рассказывает Татьяна. – Потом она мне призналась: жизнь у нее стала более яркой. "Прихожу домой, - говорит, - и думаю не о бытовых мелочах, а о том, какой бы мне еще интересный образ создать".


"Отпечаток лета"

Если в студию "Горшеня" ходят все-таки больше ребят, то у Владимира Туртыгина ученики постарше. Они создают керамическую посуду, декоративные изделия. Порою необычной формы – в виде дракона или льва. Иногда лепят горшочки, выглядящие как редька. Или вот такая тема – "Отпечаток лета".

- Мы делали такие тарелочки, - рассказывает мастер. - Я привёз с дачи листья хосты, они позволяют получить красивый рисунок на глине. А полупрозрачная сине-зелёная глазурь дает глянцевую поверхность и выявляет все линии и прожилочки листа. Многим людям хочется попробовать себя в качестве гончара.

Владимиру не интересно просто лепить посуду. Фантазия мастера преобразует глиняные горшочки и бутылочки в стилизованные персонажи, у каждого из которых свой образ и характер. Порою из-под его рук выходит не один герой, а целая группа. Например, есть у него серия, посвященная старинной ярмарке.

- Сначала появился парень с гармошкой, - объясняет мастер. – Потом я подумал: наверное, ему будет скучно одному. Слепил для него девушку. После этого прикидываю: куда они вместе идут? Наверное, на какой-нибудь праздник. Или ярмарку. А если так, наверное, кто-то уже возвращается оттуда. Появилась хозяйка, которая купила себе двух поросят. А у хозяйки - дочка с игрушкой и сынок с бубликом. Потом появились мужик с самоваром, рыбак с уловом и гончар со своими горшками. А тут и собачка с кошкой прибежали. Эту тему еще долго можно было бы продолжать.

Персонажи Владимира заметно отличаются от тех, что создает Татьяна. У каждого из них свой почерк.

- Если у Татьяны все образы яркие, сочные по цвету, то у моих изделий, - говорит мастер, – сдержанный колорит. Иногда добавляю немного ангоба – глину с цветными пигментами.

По своей форме его человеческие фигурки – керамические бутылки. Головы своего рода пробки. И в то же время это вовсе не посуда, а настоящие произведения искусства. То, что съемные головы могут поворачиваться туда-сюда, прибавляет дополнительных красок к этим образам. Персонажи могут то проявлять внимание друг к другу, то обижаться и отворачиваться.
Рассматривая работы мастера, можно путешествовать по разным эпохам. Здесь и образы Степана Разина ("Мне кажется, он тут на меня похож", - говорит Владимир), и жестокого средневекового восточного воина, и Велеса, славянского покровителя животных…

Работы многих воспитанников Владимира и Татьяны уже получили признание, они завоевали призы на межрегиональном конкурсе "Наш дом – планета Земля". Так что есть надежда: "деревом" народных ремесел, растущим в Тольятти, мы еще долго будем любоваться…


поделиться: