sovainfo.ru

Мастер из Новоборского возрождает старинное ремесло лозоплетения

Искусство лозоплетения – древнее. Издавна наши предки плели корзины и лапти. А вот образы зверей из лозы до Митрофанова никто не создавал. По крайней мере, в России.


Медведи-путники и лукавый кот

Сделанные Андреем Митрофановым фигурки плетеных лошадок можно увидеть около музея Репина в Ширяеве и в самарском парке имени Гагарина. Плетеные заборы, созданные мастером, украшают многие летние кафе.

Его леший, водяной и прочие мифологические персонажи обрели жизнь на эколого-познавательной тропе возле "Ведьминого озера" в окрестностях Бахилова. Персонажи, созданные Митрофановым, часто гостят на областных и всероссийских выставках, фестивалях народного творчества.

С последними из его творений мы познакомились во дворе дома мастера в Новоборском. Два медведя-путника с посохами. Лукавый кот на задних лапах. Трогательный ослик с плетеными корзинками. Чуть вдалеке – бык, похожий на героя корриды. Как говорит Андрей, рядом с этими образами скоро появятся фигуры лосихи с лосятами.

Созданные Митрофановым фигурки зверей из лозы и скульптуры малых форм из дерева с удовольствием покупают хозяева садовых участков и загородных домов. Из тех животных, с которыми мы познакомились, труднее всего давался кот. Его длинный хвост усложнил работу. При плетении мастер чередовал белую лозу (ее еще называют пластилиновой за гибкость) и краснотал. Вот и получился кот полосатым.

- А усы у него – расходники, - комментирует свою работу мастер. - К каждой выставке их нужно обновлять. В специальные отверстия в морде вставляю шпунты, а в них - ивовые прутики или травинки. Кота можно сделать веселого, улыбающегося, а можно и сердитого. Но злые животные у меня как-то не получаются.

От корзинок до тигров

Неповторимые образы из плетеной лозы Митрофанов создает последние двадцать с лишним лет. Раньше Андрей занимался сбором лекарственных растений. В поисках лечебных трав обошел весь Борский район и окрестности. Поэтому и стал плести корзины из лозы - самую удобную тару для сбора. Со временем он увлекся садовым дизайном. Стал делать на заказ плетни, телеги из лозы. Когда Андрей решил серьезно заняться лозоплетением, никаких пособий под руками не было, до всех секретов этого ремесла приходилось доходить самому - методом проб и ошибок.

- Первый медведь стал для меня настоящим мучением, - вспоминает мастер. - Делал его очень долго, ничего не получалось. Он был похож на поросенка. Я даже решил: никогда больше не возьмусь за этих зверей, но потом передумал.

В первую очередь мастер создает металлический каркас из проволоки. Делает контур туловища. Потом крепит деревянные лапы. Из чурбаков вырезает морды своих персонажей. А затем уже начинается процесс плетения.

На бумаге эскизы мастер не делает. Лесные звери и персонажи сказок, прежде чем воплотиться, есть только в его воображении. Кот-фигурист, бурые медвежата, занимающиеся спортом, Винни-Пух, ослики, собачки, обезьяны, кролики, тигры, избушки на курьих ножках – все это не раз появлялось на выставках, вызывая восторг у детей и взрослых.

Бобры и мастер

Во дворе у Митрофанова - большие запасы ивовых прутьев. В дело идет все. Одни годятся для плетней. Другие, более качественные и ровные, идут на ленту для плетения фигурок животных.

Чтобы подготовить лозу к работе, ее сначала кипятят. Затем специальным инструментом мастер раскалывает прутик на три части, а потом каждую обрабатывает ножом. В ход идет и сырая лоза. Тонкая полоска ивовой ленты (ее называют шинкой) годится для плетения корзин. Есть среди запасов мастера и краснотал, его еще называют тальником. Из него, как говорит Андрей, можно сплести, например, рыжую лису. В качестве материала мастер иногда использует орешник. Но ива предпочтительней.

- Она хороша тем, - объясняет Андрей, - что не ломается. Ее легко можно согнуть. Ива неприхотлива, растет где угодно. В прошлом году резал ее на реке Самаре. Помню, с одной стороны бобры ее грызли, с другой – я. Хороша ива еще и тем, что ее окоренная лоза может храниться долгие годы.

Для плетней годится и осина, но этот материал, по словам мастера, более капризный и ломкий.

- Ноябрь - самое время для сбора материала, - говорит Митрофанов. - Лоза долго остается влажной и гибкой, а если ее еще и спрятать под снег и продержать там некоторое время, то кора с нее будет сниматься легко и быстро.

Раньше мастер весь материал собирал в лесу с помощью секатора. Несколько раз сам сажал плантацию ивы. Но все как-то неудачно.

- То козы слопают, то приедет какой-то товарищ и запашет все, - сетует Андрей. - Я уж и зарекался сажать. Но в этом году опять не выдержал – посадил.

Кроме фигурок животных Митрофанов создает и уникальные предметы мебели. Среди них, например, сплетённый абажур. Все - в единственном экземпляре.

- Не могу работать на поток, - говорит Андрей. - Когда заказывают что-то новое, необычное, работа приносит удовольствие. Надо походить по лесу, поискать материал, подумать, как сделать. Вот это мне интересно.

поделиться: