sovainfo.ru

Марина Матыцына из села Борского учит детей делать игрушки по старинным традициям

В районном Доме культуры у мастерицы есть студия, в которой оживают персонажи сказок. Здесь можно увидеть расписанные керамические куклы, созданные Матыцыной и ее учениками. Искусство Марины известно за пределами нашей области Она - лауреат межрегионального фестиваля традиционной народной культуры "Свет бересты".


Раньше Марина Матыцына отливала гипсовые фигурки для садовых участков. Потом ей захотелось освоить гончарное дело. Этому она обучалась у известного борского мастера Николая Токарева. Как и он, стала делать свистульки – но не внушительных размеров, как у учителя, а небольшие.

Глину для своих произведений мастера находят и привозят сами. Лучшее месторождение, как говорит Марина, - в Оренбургской области, около села Скворцовка. Там глина пластичная, жирная и легко поддается рукам гончара.

Игрушки и свистульки обжигают в муфельных печах, а затем покрывают темперой или акриловыми красками.

- Чтобы изделия не трескались в печи, есть свои маленькие хитрости, - рассказывает Матыцына. - Глиняную игрушку я сначала помещаю в целлофановый пакетик - на два-три дня. А когда она затвердеет, вынимаю и досушиваю на свежем воздухе. При обжиге важно регулировать температуру. Сначала доводим ее до 250 градусов, потом даем изделию немного остыть, понижая градусов до 100, а затем температуру опять повышаем.

Марина изучила разные народные традиции создания игрушек из глины.

- Особенно я в восторге от дивеевских мастеров, - говорит она. - Они в одной работе использовали глину трех-четырех цветов и делали "перламутровые" вкрапления.

Иногда образы игрушек Марина сначала создает на бумаге, а порою они рождаются спонтанно.

- Повторить одну и ту же работу не получится, как бы я того ни хотела, - утверждает Марина. - Стараюсь, прежде всего, найти интересный, неожиданный образ. Бывает, задумаешь один, а в процессе лепки получается совсем другой.

Среди созданных ею персонажей животных – сказочные петушок, зайчик, коровка, козочка, кабанчик, мышка, ворона, пчела, сорока с узелком. Все они наделены какими-то человеческими чертами. А некоторые из них и напоминают персонажей любимых всеми мультиков. Например, Ежик в тумане. В одном из кукольных вариантов этого образа платочек, с которым он путешествовал, раскрыт, а там – бьющееся сердце.

Сказочный мир борской мастерицы дополняют знакомые всем нам с детства образы – Емеля со щукой, Водяной, Баба-яга возле избушки на курьих ножках.

Можно здесь увидеть и работы учеников Матыцыной. Таких игрушек не очень много. Большую часть созданных ими изделий ребята берут себе домой на память. А частенько делают куклы в подарок родителям.

- Моя программа обучения рассчитана на три года, - рассказывает мастерица. - Но при желании можно и дольше заниматься. Одна девочка ходит в студию уже пять лет. Жаль только, что с годами отношение к этому ремеслу у многих детей меняется. Когда они маленькие, говорят: "Я никогда глиняную игрушку не брошу!" А потом появляются большие нагрузки в школе, и к шестому классу часть ребят оставляет занятия.

Для детей здесь все начинается с "Божьей коровки, сидящей на листике".

- Это самая первая игрушка, которую делаем вместе, - продолжает Марина. - Разрезаем глиняный шарик пополам. Из одной половинки пальчиками формируем листочек и обозначаем прожилки. А из другой создаем божью коровку. Потом шликером соединяем эти два элемента. Делается это довольно быстро. Еще один несложный образ, который создается на первых занятиях, – "Улитка на поляне".

Среди любимых учеников Матыцыной - Настя Сенокосова, ставшая недавно лауреатом областного конкурса "Наш дом – планета Земля" и всероссийского - "Наследники традиций".

- Поначалу ей приходилось трудно, - вспоминает мастерица. - Все у нее ломалось, трескалось. Но у девочки было большое желание обучиться этому ремеслу. В результате - успех. Упорство в нашем деле играет не последнюю роль…


поделиться: