sovainfo.ru

"Мама, отстань!": нейропсихолог рассказала о причинах детской агрессии

Что такое нездоровая агрессия в ребенке, как ее распознать и можно ли это "вылечить", рассказала детский нейропсихолог Светлана Кириллова.

"Мама, отстань!": нейропсихолог рассказала о причинах детской агрессии Фото: предоставлено Светланой Кирилловой

- Что такое детская агрессия и как она возникает?

- Психологи под агрессией понимают эмоциональную реакцию ребенка, которая возникает в ответ на внешнее воздействие - это либо желание защитить свои границы (например, вернуть отнятую игрушку), либо способ выразить внутреннюю неудовлетворенность, либо инструмент для достижения своих целей, когда ребенок просто не умеет действовать по-другому. Агрессия чаще возникает у детей с гипервозбудимой нервной системой, при неврологических сложностях. Ее причиной могут стать либо нарушения в работе головного мозга, либо очень сильные перенесенные переживания, либо условия в семье, которые провоцируют или дают пример такого поведения. К примеру, я консультировала родителей ребенка, который присваивал вещи других детей, если они случайно падали на пол или оставались без присмотра. В процессе беседы с родителями выяснили, что у папы есть такая привычка: гуляя по дачному участку, он может сорвать яблоко, свисающего из-за чужого забора, объясняя это тем, что она - на общей территории и подобное. Для наивного детского восприятия это стало разрешением брать чужое. Если в семье принято физическое наказание, ребенок будет бояться родителей и слушаться их, но агрессия для него станет нормой - он как бы получает разрешение бить других. Если мама и папа выясняют отношения, пусть даже ребенок этого не видит, он очень чутко реагирует на ситуацию угрозы (за это отвечает миндалевидное тело в мозге - амигдала). Даже если родители просто нахмурившись смотрят друг на друга, повисает напряженная тишина или, наоборот, звучит агрессивная речь, ребенок испытывает чувство страха - кого-то оно заставит спрятаться и убежать, кого-то заниматься своими делами, изображая безразличие, а кого-то заставит защищаться истерикой, раскидывать игрушки, кричать.

- Влияет ли контент, который смотрит (слушает) ребенок, на его агрессивность?

- Да, и очень серьезно. В компьютерных играх и мультиках он видит примеры агрессии, видит монстров и роботов, которым подражает. Если ребенок много играет или часто смотрит "деструктивные" мультики, то его авторитеты - это не папа и мама, а мультяшные герои и герои видеоигр. От них он получает гораздо больше эмоций, чем от родных родителей. Поэтому к контенту нужно относиться очень внимательно. Мультики можно смотреть начиная с 5 лет по 15-20 минут. До этого возраста у детей такой потребности нет - мы, взрослые, зачастую даем им в руки гаджеты, чтобы освободить свое время. И чем раньше ребенок начал смотреть или играть, тем быстрее у него сформируется гаджетная зависимость, которая с возрастом будет менять формы и становиться только сильнее.

- Есть ли граница между здоровой или чрезмерной агрессией?

- К агрессии принято относиться как к чем-то тяжелому, антисоциальному, на самом деле это то, что помогает выдерживать границы своей личности. Мы все чувствуем злость, другое дело, как мы ее выражаем. Конструктивный и безопасный способ - проговаривать ее, уважая при этом другого человека. Например, "я злюсь, когда ты берешь мои вещи" - это абсолютно приемлемый способ выразить свое недовольство. Есть игровые и терапевтические методы выражения агрессии. Очень помогают физические нагрузки - боксирование, боевые искусства, бег. Когда агрессия становится неконтролируемой, вызывает страх в других людях, она разрушает личность - и того, кто агрессирует, и того, на кого она обращена. Иногда родители кричат на детей. Вроде бы просто повысили голос, но ребенку так страшно, что это не может не влиять на его эмоциональное состояние, утрачивается чувство безопасности, доверия к людям.

- В каком возрасте наиболее ярко проявляется агрессия?

- Первые наиболее яркие проявления возникают в три года и совпадают с возрастным кризисом. У ребенка созревает личность, и он начинает отстаивать свои границы. Родителям нужно отнестись к ситуации философски: "да, ты сердишься, ты хочешь эту игрушку, но я не могу тебе ее купить - я побуду с тобой, пока ты успокоишься". Постепенно истерики уйдут - эмоциональные всплески заменит произвольная регуляция - в силу формирования лобных отделов головного мозга. К 5-7 годам ребенок учится оценивать себя, понимать свои желания, выстраивать алгоритм своих действий, и агрессия уже проявляется не так ярко.

- Как воспитывать ребенка, чтобы предотвратить появление неконтролируемой агрессии?

- Очень важно, чтобы обстановка вокруг него была доброжелательной. Я не видела ни одну семью с корректными родителями, которые не повышают голос, не поднимают руку, много разговаривают с ребенком, где сын или дочь выбрали бы агрессивный способ реагирования. Ребенок усваивает образец поведения у папы и мамы - пример, который они ему покажут, он транслирует в общество. Даже гипервозбудимые дети в такой семье могут лучше себя контролировать, нежели те, чьи родители ругаются. Если ситуация вокруг ребенка непостоянная, тревожная, то дети будут поведенчески реагировать. Кто-то замыкается, кто-то активно проявляет себя. Сейчас таких детей очень много - они агрессивны не от своей злости, а оттого, что внутри очень много напряжения.

- Как реагировать, если ребенок проявляет агрессию? Например, грубит родителям или воспитателям?

- Во-первых, не нужно сразу ругать ребенка - сначала разберитесь, почему он так сказал или сделал? Зачем ты нагрубил воспитателю? Почему ты злишься на нее? Она заставляет тебя убирать игрушки? После этого проговорите ситуацию и покажите выход из нее: ты злишься, тебе не нравится, но в нашей семье есть правило - во-первых, убирать за собой вещи, во-вторых, не говорить грубые слова. Дети поймут, что их слышат, и откликнутся. Если же агрессия у ребенка неконтролируемая и она не проходит, нужно обратиться к неврологу, а в особо сложных случаях к психиатру.

- Чего не стоит делать в ответ на агрессию?

- Категорически нельзя бить ребенка и наказывать его изоляцией.

- Как поступить, если твой ребенок является объектом агрессии? Можно ли давать сдачи?

- Ситуация неоднозначна. С одной стороны - воспитатели и психологи, которые говорят "не бей", с другой стороны - родители, которые говорят "дай сдачи". Ребенок испытывает противоречивые чувства и не знает, как ему действовать. Я обучаю детей реагировать словами: ты меня обидел, так нельзя. Отойди от меня, положи мои вещи. Иначе я позову воспитателя.

Но прежде чем решать конфликт, нужно поговорить с воспитателем (учителем), чтобы он помог ребенку, когда тот не может справиться сам. Кроме того, очень важно проговаривать это правило со всеми ребятами в группе (в классе): если кого-то обидели, он должен сначала сказать, потом подойти ко взрослому. Главное, что хочется сказать родителям: будьте всегда на стороне ребенка. Пусть он чувствует ваше внимание, заботу и любовь к нему. И тогда не страшен ни один обидчик и ни одному ребенку не понадобится быть агрессивным.


поделиться: