sovainfo.ru

Леший, Илья-пророк и Стенька Разин: в Самаре проходит выставка, посвященная фольклору

Экспозиция "Было/Не было" (12+) открылась 12 июля. Выставка предлагает современный взгляд на фольклорное наследие Среднего Поволжья. Впервые оно было опубликовано сто сорок лет назад Дмитрием Садовниковым в книге "Сказки и предания Самарского края" (12+). Там было собрано более двухсот произведений народного творчества.


За что почитали медведя

Нашу губернию всегда отличало многообразие языков, верований и традиций. Оттого так разнообразны местные сказки, байки, былины и легенды. На выставке можно познакомиться с различными версиями народных произведений и иллюстрациями к ним. В проекте приняли участие самарские художники Яна Арбузова, Кирилл Гуров, Савелий Малахов, Антон Вейс, Анастасия Альбокринова, Ева Сизикова и
Софья Светлова.

Выставка открывается "сказочным" разделом. Здесь, например, можно увидеть инсталляцию "Волшебные предметы быта".

Одним из самых известных ученых, исследовавших фольклор и его жанры, был Владимир Пропп. Его интересовало, как действительность преображалась в народном творчестве. И в этом организаторы выставки стараются следовать за ним, обращаясь к таким сказкам, как "Мизинчик" (6+), "Медвежий сын" (6+), "Курочка Татарушка" (6+), "Маша и медведь" (6+).

А вот как описывается на выставке появление образа лешего в фольклоре:

- В лесных владениях царствовал леший. Согласно поверьям, он имел облик человека, но все его тело было покрыто звериной шкурой. Имел он рога и копыта, а также длинную бороду и волосы. Люди наделяли лешего различным магическими функциями: считали, что он может уменьшаться до размеров букашки и увеличиваться, доставая до верхушек деревьев, а может быть, и ростом с человека. Люди побаивались лешего, но считалось, что он не столько вредит людям, сколько проказничает и шутит над ними. При этом рассказывали истории о том, что леший забирал в лес детей, женщин и они оставались жить с ним.

Если же кто-то заблудился в лесу - молва обвиняла этого сказочного персонажа, предлагалось совершить некоторые магические действия.

Рассказывается на выставке и о поверьях, связанных с медведем, другим постоянным фольклорным персонажем. В некоторых из этих поверий утверждалось, что медведь - это вовсе не зверь, а одетый в шкуру человек. Медведь нередко фигурирует в культуре этносов Поволжья. В Мордовии он был самым почитаемым лесным жителем, который может уберечь от нечистой силы и защитить домашний скот, а чуваши видели в этом животном олицетворение силы, храбрости и жизненной мощи.

Такова, например, фигура медведя, сплетенная из лозы. Она, как и образы некоторых других сказочных персонажей, представлена на выставке.

Рассказывается здесь и о символических предметах, фигурирующих в сказках. Например, о том, какую роль в них играет яйцо. Издавна оно рассматривалось как символ зарождения новой жизни. С этим тесно связана пасхальная традиция катать крашеные куриные яйца с горки. Считалось, что соприкосновение яйца с землей должно пробудить ее от зимнего сна.

Как задобрить банника

Организаторы экспозиции обращаются не только к тем фольклорным произведениям, которые основаны на народной фантазии. Былички, в отличие от сказок, претендуют на достоверность - рассказчик здесь представляется свидетелем далеких исторических событий. Об этом жанре рассказывается во втором разделе.

Былички проиллюстрированы рисунками с изображением их главных персонажей. Среди них, например, царская собака, спящая девица, Ванюшка-дурачок, дошлый барин.

Среди других фольклорных персонажей, о которых рассказывается в этом разделе, - Кабачная кикимора, двуглавая собака и ее хозяин, а также домовые, оборотни и прочие представители нечистой силы.

Экспозиция дополняется разнообразными предметами старинного быта. Есть здесь глиняная крынка для молока, деревянное колесо от телеги и многое другое. Эти предметы также связаны с поверьями. Так, например, считалось грехом тушить водой огонь, возникший от молнии. Можно это было делать только молоком. Связано поверье с тем, что в славянской культуре Илья-пророк ("отвечавший" за земледелие) считался повелителем грома и молнии.

Немало поверий было связано с баней. На выставке можно узнать много любопытного об этом. Так, например, считалось, что там обитает особый дух - банник, который способен навредить людям, поэтому его старались задобрить, оставляя в бане кусок ржаного хлеба. Кроме того, специально для банника готовили веник, кусочек мыла и немного воды в бочке.

Некоторые произведения из сборника Садовникова имеют исторический характер, и об этом тоже рассказывается на выставке. Известно, что в XIX веке наш край славился хорошими урожаями зерновых. Быличка "Ума много, а денег нет" (12+) посвящена "хлебным" купцам, которые переправляли свои барки в "иные земли", чтобы торговать мукой.

Однако один купец вместо муки взял с собой мешки с золой. И далее повествование былички становится сказочным. Оказывается, что в "заморской стороне" король ищет человека, который победил бы трехглавого змея. Хитрый купец рассыпает на улице золу и дожидается, когда змей начинает задыхаться и кашлять, выплевывая из себя драгоценные камни.

На площадке, посвященной быличкам, расстелен красивый лоскутный коврик - здесь перед посетителями выставки выступают самарские фольклорные коллективы.

Сокровища Воробьевой горы

Третий раздел посвящен жигулевским легендам и преданиям. И здесь главный персонаж - Стенька Разин. В фольклоре он преображается то в богатыря, то в колдуна, которого никто не может победить.

Согласно легенде, приведенной в книге Садовникова, есть в нашем крае Воробьева гора, где спрятаны сокровища Разина. Однако достать их невозможно: сидит перед входом в пещеру старик, который приготовил страшные испытания для тех, кто хочет завладеть богатством атамана.

Рассказы о легендах сопровождаются фотографиями, сделанными в ходе экспедиций по Самарской Луке. Эти места славятся своими природными явлениями, которые с трудом поддаются научному объяснению.


поделиться: