Восприняли лютеранские традиции
Чертыковцева рассказала о традиции создания в нашем крае кукол, сделанных из папье-маше и других материалов, и о том, в каком состоянии находится это ремесло в наши дни.
Это искусство, по мнению исследователя, является частью культурного кода нашей области.
- В свое время самарские кукольники восприняли традиции живших на Волге немецких мастеров, передали их следующим поколениям, - говорит Чертыковцева. - Куклы из папье-маше в нашем крае начали делать раньше, чем в других регионах России, - в конце девятнадцатого века. Сказалось влияние лютеранской традиции - в Германии такими игрушками украшали новогодние елки.
Кроме Самары это явление в то время было характерно для других городов с многочисленным немецким населением - Санкт-Петербурга и Саратова.
Игрушки в то время создавали в артелях. Кроме того, этим искусством владели многие преподаватели самарских гимназий.
- Вначале игрушки делали из папье-маше на болванке, - рассказывает Чертыковцева. - В качестве болванки использовали пустой спичечный коробок. Так создавали игрушечные лошадки, домики. Распространенным элементом для создания игрушки было полое яйцо. На его основе делали, например, фигурки ангелов. Самым первым елочным украшением была бонбоньерка, когда яйцо было в виде небольшой шкатулки - оно разрезалось, и туда вкладывались разные сладости. Кроме того, игрушки делали на основе картонажа. Как это было? На листе картона рисовали картинку и выдавливали ее под воздействием горячего пара. Потом мастер вырезал контуры, "собирал" игрушку, оформлял ее ленточками и другими украшениями. Об этом ремесле с восторгом вспоминал Алексей Толстой в своей повести "Детство Никиты" (6+). Позднее воспоминания о кукольных Арлекинах и Коломбинах отразились в его сказке "Золотой ключик, или Приключения Буратино" (6+).
Самыми ценными считались куклы, которые делали из бумажной массы с добавлением опилок.
Дореволюционных игрушек, к сожалению, не сохранилось. Но современные мастера создали их реплики.
Самарские бренды
Артели в Самаре открывались и в послереволюционные годы. Игрушки, как и прежде, делали в основном из картона, бумаги и опилок. Но их ассортимент, разумеется, изменился. Появились игрушечные самолеты, дирижабли. Сами артели часто называли именами прославленных летчиков. Была, например, артель имени Валерия Чкалова.
После того как в стране разрешили устраивать новогодние елки, стали появляться игрушечные Деды Морозы и другие украшения.
Несколько артелей было открыто в тыловом Куйбышеве во время Великой Отечественной войны. Одна из них носила имя Николая Гастелло. В наш город в те годы было эвакуировано несколько детских домов, а артели обеспечивали ребят игрушками.
Чертыковцева показала посетителям музея покрытые тканью образцы кукол из папье-маше, созданных мастерами сорок, пятьдесят, шестьдесят лет назад. Пожалуй, самые выразительные - куклы из серии "Венецианский карнавал".
Наиболее известным в нашем крае послевоенным производителем игрушек из папье-маше была артель имени летчицы Марии Расковой. В те годы мастера вернулись к созданию игрушек из картонажа.
В начале шестидесятых годов артели по производству кукол по указу Хрущева повсеместно закрывали. Оставались они лишь в Ленинграде, Хотьково и Абрамцево.
- В девяностые годы прошлого века эти традиции стали возвращаться и в Самарскую область, - говорит Чертыковцева.
Отличительная особенность наших кукол в том, что многие из них наполнены жигулевскими травами. Чертыковцева дала гостям музея одну из таких игрушек, созданных в конце прошлого столетия. Несмотря на то что времени прошло немало, кукла источала довольно сильный запах полыни.
Нашими брендами являются созданные из папье-маше образы "горчишника" и других представителей местного общества, вручную расписанные фигурки ангелов и самарских "черных гусар", елочные игрушки в виде слоников как знак культуры модерна.
Еще один образ, претендующий на то, чтобы стать нашим брендом, - кукольная фигурка совы, держащей ключик. Эта птица в местном фольклоре считалась подругой Хозяйки Жигулевских гор.