Как рассказал первый заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Самарской области полковник юстиции Александр Болтухин, в 2021 году на территории региона полицейские зарегистрировали 4 128 преступлений, совершенных через интернет или по телефону. Правоохранители выявили 733 мошенников и закончили расследование 1,5 тысячи эпизодов.
При этом способы обмана встречаются самые разные. Вас может обвести вокруг пальца продавец "липового" товара на любой интернет-площадке, могут позвонить и, представившись сотрудником полиции, потребовать деньги за невозбуждение какого-либо уголовного дела. Однако таких эпизодов становится меньше. Большую популярность набирает новый вид "развода" - мошенники якобы звонят из банков и кредитных организаций. И если раньше они пытались выведать реквизиты счетов, то сейчас заставляют брать кредиты.
- В 2021 году данный вид преступления видоизменился. Теперь преступники сообщают потерпевшему, что на него пытаются оформить кредит. Как правило, все мы используем банковские приложения, установленные в телефонах, при входе в которые видим предложения финансово-кредитных учреждений об одобрении кредита. В данном случае, когда потерпевший заходит в банковское приложение и видит предложение банка, то преступники убеждают его, что необходимо срочно согласиться на получение кредита, снять со счета денежные средства и перевести их на якобы безопасные счета. После того, как потерпевший переводит денежные средства, то они обналичиваются в банкоматах через банковские карты, лицами непосредственно, не принимавшими участия в хищении и в дальнейшем через посредников перечисляются преступникам, которые занимаются мошенничеством в специализированных кол-центрах.
Полицейский добавил, что согласно данным банковских учреждений – 95 % так называемых кол-центров находится за пределами Российской Федерации, что затрудняет проведение мероприятий по их ликвидации. Кроме того, мошенники используют технологии подмены абонентского номера, поэтому потерпевший будет видеть не реальный телефон, с которого звонят преступники, а любой другой, даже полностью повторяющий служебные телефоны ОВД, размещаемые на официальных сайтах.
Так что же делать, если поступил такой звонок? Александр Болтухин акцентировал внимание на том, что сотрудники банка не будут звонить клиентам, а в случае подозрительных операций просто заблокируют счёт:
- Поэтому необходимо сразу закончить разговор с лицами, представившимися сотрудниками кредитно-финансовых организаций, а в случае сомнений позвонить на телефон горячей линии банка. Если же вы все-таки оформили на себя кредит и получили денежные средства, то ни в коем случае не переводите их на счета, которые указывают звонившие лица. Очевидно, что денежные средства уже находятся у вас, и преступники не смогут ими завладеть.
Но что, если преступление совершено и человек понял о своей ошибке, когда уже перечислил крупную сумму на неизвестный ему счёт. Оказывается, вернуть средства будет не так-то просто. Как рассказала помощник прокурора Самарской области по взаимодействию со средствами массовой информации Наталья Цой, если мошенник не найден, то кредит так и останется "висеть" на заёмщике, потому что именно он заключал договор с банком. Вернуть деньги можно, как правило, только после того, как подозреваемого суд признает виновным.
- В ходе расследования уголовного дела или уже во время его рассмотрения в суде потерпевший может заявить гражданский иск о возмещении ущерба. Суд одновременно с приговором взыскивает с виновного определенную сумму или же постановляет рассматривать иск в порядке гражданского судопроизводства. Если у осужденного будет имущество или средства, которые можно взыскать - хорошо. А если нет, то потерпевшему будет перечисляться какой-то процент с его заработка в колонии.
По словам прокурора, если произошла такая беда, необходимо как можно скорее сообщать о преступлении в полицию. Чем быстрее это произойдёт, тем больше шансов найти обманщика. А уже потом обязательно обращаться в суд о возмещении ущерба. Но в первую очередь, самый надежный вариант защиты – собственная бдительность.