А впервые он прибыл в волжский город с делегацией челюскинцев, которых спас незадолго до этого. Это было в 1935 году. Летчику Каманину, вызволившему из ледового плена 34 человека с парохода "Челюскин", было присвоено звание Героя Советского Союза, одному из первых в СССР. Причем он был единственным на тот момент командиром Красной Армии, который его носил.
Будущий генерал родился во Владимирской губернии в 1908 году. После революции у него появилась возможность стать летчиком. Пройдя курс обучения в Ленинградской летной теоретической школе и Борисоглебском училище летчиков, он уехал на Дальний Восток. Там он прошел путь от младшего военлета до командира авиаотряда.
В 1939 году Николай Каманин окончил Военно-воздушную инженерную академию, после чего командовал авиабригадой, затем - авиадивизией. В годы Великой Отечественной войны он командовал 5-м штурмовым авиационным корпусом. Его летчики внесли весомый вклад в совершенствование тактики боевых действий штурмовиков Ил-2, которые приходили к летчикам с куйбышевских заводов. Многие представители этого соединения бывали на авиационных заводах Куйбышева и на аэродроме недалеко от Чапаевска.
Фото: Роскосмос
После Великой Отечественной войны Каманин служит в управлении Гражданского воздушного флота СССР, возглавляет ДОСААФ, а по окончании академии Генштаба командует авиацией ТуркВО. Вскоре начинается космическая эра - Каманин формирует первый отряд космонавтов.
По отзывам некоторых представителей гагаринского набора, Николай Каманин был очень строгим начальником. Космонавт № 2 Герман Титов, например, называл его не иначе как "наш суровый батька". Он помогал будущим героям космоса решать много бытовых вопросов.
Куйбышев становится одним из космических центров, и генерал бывает здесь десятки раз.
Вот как он описывает в мемуарах один из приездов:
- 22 декабря 1960 года в 10:45 по московскому времени произвести пуск четвертого космического корабля с собаками Жемчужиной и Жулькой. Комиссия настояла на том, чтобы я вылетел в Куйбышев и организовал там поиск корабля после его приземления.
Фото: Юлия Рубцова
12 апреля 1961 года Николай Каманин тоже был на заводском аэродроме в Куйбышеве и оставил воспоминания об этом событии.
- Открылась дверь самолета Ил-14, и первым стал спускаться Юра - он был в зимнем летном шлеме и в голубом комбинезоне скафандра. Все девять часов, которые прошли с момента его посадки в космический корабль до этой встречи на куйбышевском аэродроме, я волновался и переживал за него, как за родного сына. Мы крепко обнялись и расцеловались. Со всех сторон щелкали фотоаппараты, толпа людей нарастала. Возникла опасность большой давки, а Юра хотя и улыбался, но выглядел сильно переутомленным. Необходимо было прекратить объятия и поцелуи. Я попросил Агальцова и Юру сесть в машину и немедленно ехать на дачу обкома. Часа через три из Тюратама прилетели Руднев, Королев, Келдыш и другие члены комиссии. Дача обкома располагалась на высоком берегу Волги, с балкона третьего этажа открывался прекрасный вид на реку. Часов в десять вечера все собрались за столом. Присутствовали шесть космонавтов, члены Госкомиссии, руководители области. Руднев, Гагарин, Королев, Мурысев, Мрыкин произносили тосты, но пили очень немного - чувствовалось, что все очень устали. В одиннадцать часов разошлись по спальням. Так закончился этот тревожный, радостный, победный день. День 12 апреля 1961 года человечество никогда не забудет, а имя Гагарина навеки впишется в историю и будет одним из самых известных.
Он очень переживал гибель первого космонавта. Вот что писал в своем дневнике:
- Гибель Гагарина на всю жизнь останется для меня самым большим несчастьем... Я потерял лучшего из моих друзей, которому девять лет подряд постоянно передавал все лучшее, что имел сам. Десятки раз я спасал его от крупнейших неприятностей. Ни на секунду не задумываясь, я отдал бы за него свою жизнь...
В 1971-м генерал-полковник Каманин ушел в отставку. Он писал книги и помогал создавать документальные фильмы о космонавтах гагаринского набора.
Фото: Юлия Рубцова