sovainfo.ru

Космические приоритеты: Самарский университет трансформируется в учебно-научную корпорацию

К 2030 году Самарский национальный исследовательский университет имени Королева должен стать цифровым предпринимательским университетом по модели 3.0 и социально ответственным драйвером развития общества. Рассказываем, какие достижения 2022 года приблизили вуз к выполнению этой миссии.

Космические приоритеты: Самарский университет трансформируется в учебно-научную корпорацию Фото: предоставлено Самарским университетом

Свое производство

Самарский университет имени Королева сегодня входит в десятку лучших инновационных и изобретательских университетов страны и является мощным мультидисциплинарным научно-образовательным центром. Он реализует образовательные и исследовательские программы в различных областях естественных и социально-гуманитарных наук, экономики и правоведения. Но одним из ключевых направлений остается сфера аэрокосмических технологий.

С 2021 года Самарский университет участвует в самом масштабном в истории России проекте государственной поддержки высших учебных заведений - программе "Приоритет 2030". Вуз вошел в сотню лучших в стране, представив самую проработанную программу развития. Ее ключевой стратегический проект "Космос для жизни" нацелен на улучшение качества жизни людей за счет внедрения инновационных технологий.

Ректор Самарского университета Владимир Богатырев подчеркивает, что совершенствование космических технологий не только открывает человечеству новые горизонты для познания и освоения вселенной, но и способствует прогрессу на Земле.

- Космические разработки и решения, применяемые в ракетно-космической технике, - навигация, связь, телевещание, обеспечение доступа в интернет, дистанционное зондирование Земли, метеорология, новые материалы и покрытия, робототехнические устройства с дистанционным управлением - находят массовое применение на производстве и в быту, - констатирует он.

Программа развития Самарского университета им. Королёва согласована с целями и задачами ключевых стратегических партнеров - госкорпораций "Роскосмос" и "Ростех", а также синхронизирована с программой деятельности научно-образовательного центра "Инженерия будущего". И уже есть достойные результаты. Они позволили вузу в декабре 2022 года одержать победу в конкурсе и в дополнение к базовой получить специальную часть гранта с увеличенным финансированием по программе "Приоритет 2030". Это обеспечит трансформацию университета в учебно-научную корпорацию, которая станет ключевым поставщиком инноваций и одним из центров социально-экономического развития региона и России в целом.

- Мы проведем структурные преобразования, создадим на базе университета учебно-производственные комплексы, что позволит нам перейти, в том числе, к мелкосерийному опытному производству беспилотных летательных аппаратов, малых космических аппаратов и оборудования для них, деталей и узлов газотурбинных двигателей и энергетических установок, - перечисляет Богатырев. - В сотрудничестве с индустриальными партнерами мы разработаем новые продукты, сервисы, перспективные образцы ракетно-космической техники, бортовую и наземную аппаратуру, приборы и устройства, новые материалы и технологии на стыке IT, инженерии и прикладной науки.

Элитные команды

Миссия университета предполагает коренные изменения в научно-исследовательской, образовательной и других направлениях деятельности. Пересматривают и подходы к подготовке кадров. Знаковое достижение 2022 года - получение вузом статуса опорного университета госкорпорации "Роскосмос" и приглашение в числе 18 учебных заведений страны к участию в космическом научно-образовательном инновационном консорциуме "Созвездие Роскосмоса". Усилия корпорации и вузов будут направлены на развитие научного и технологического, а также кадрового потенциала отрасли.

Ускорение процессов создания космической техники и подготовка элитных кадров - первоочередные задачи созданной в сентябре "Передовой инженерной аэрокосмической школы" (ПИАШ).

Данное подразделение Самарского университета сосредоточено на космическом машиностроении, авиационном двигателестроении и информационных технологиях. Заявлено, что ПИАШ будет готовить не просто инженеров новой формации для высокотехнологичных компаний, а уникальные междисциплинарные команды с метакомпетенциями. Ожидается, что к 2030 году более полутора тысяч выпускников школы будут работать на предприятиях отрасли.

При поддержке предприятий "РКЦ "Прогресс" и "ОДК-Кузнецов" вуз развернет для ПИАШ два опытно-экспериментальных производства. Одно – кибер-физический полигон для отработки "технологий завтрашнего дня" по проектированию и выпуску спутников. Второе – экспериментальное производство малоразмерных газотурбинных двигателей. Партнеры обеспечат школу необходимым оборудованием, ресурсами, заказами и станут основными потребителями интеллектуальной деятельности.

Наши на орбите

За время участия в "Приоритет 2030" вуз выполнил более 300 научно-исследовательских проектов. При этом выросла доля внебюджетных экспериментов, в том числе по заказам предприятий реального сектора экономики. Руководство вуза особо отмечает разработку и выведение на орбиту Земли первого российского гиперспектрометра для наноспутников. Помимо это, завершается работа с Институтом космических исследований РАН по созданию наноспутника SamSat-Ion для изучения ионосферы и магнитосферы Земли, в том числе в полярных и приполярных районах.

Разработка последнего космического аппарата полностью велась силами межвузовской кафедры космических исследований и научно-исследовательской лаборатории "Перспективные фундаментальные и прикладные космические исследования на базе наноспутников". Все бортовые системы разработаны и изготовлены в Центре наноспутниковых технологий кафедры. SamSat-Ion успешно прошел наземные испытания и включен в программу Роскосмоса "УниверСат" для запуска в 2023 году.

Продолжается совершенствование малогабаритных космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. В 2022-м ученые Самарского университета получили патент на унифицированную платформу "АИСТ-3": она продолжает линейку спутников "АИСТ-1" и "АИСТ-2", которые уже работают на орбите.

- Мы решили создать универсальную малогабаритную космическую платформу. На нее можно устанавливать различные наборы целевой аппаратуры - оптико-электронной, инфракрасной, радиолокационной, а также телекоммуникационной, в том числе для обеспечения широкополосного доступа в интернет, для обеспечения интернета вещей, - поясняет один из авторов проекта, директор Института авиационной и ракетно-космической техники Самарского университета Иван Ткаченко.

В качестве ключевого участника в 2022-м университет вошел в консорциум по созданию Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) по сквозным технологиям дистанционного зондирования Земли. Вуз будет участвовать в создании новых сервисов, среди которых, к примеру, технология построения "цифрового двойника" управления регионами. Кроме того, наработки будут масштабированы на различные отрасли - от урбанистики и городского планирования до освоения природных ресурсов, сельского хозяйства и мониторинга природных ЧС.

От самолетов до дронов

Благодаря программе "Приоритет-2030" университет после долгого перерыва включился в производство летательных аппаратов. Для обеспечения импортонезависимости авиационной отрасли страны вузом выполнены работы по технологическому сборочному оснащению производств самолетов ТВРС-44 "Ладога" для компании "Авиакор - авиационный завод". В результате снизится трудоемкость, повысится точность сборки агрегата и улучшатся аэродинамические показатели самолета.

Также запущено серийное производство малоразмерных беспилотников самолетного типа, а университет стал Центром развития компетенций в области беспилотных авиационных систем. Подразделение занимается подготовкой специалистов - от обучения управлению и эксплуатации до вопросов проектирования, производства и ремонта БПЛА, а также повышением квалификации преподавателей для этой сферы.

- Уникальность нашего центра по сравнению с другими подобными структурами в России - большая мультисегментность направлений обучения и больший охват аудитории - здесь и школьники, и студенты колледжей и вузов, преподаватели и специалисты предприятий и организаций. В других регионах подобная образовательная деятельность ведется в основном по целевому набору, - поясняет директор Центра беспилотных систем Давид Овакимян.

Траектория роста

В образовании вуз сделал акцент на внедрение индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ), развитие цифровых компетенций и дополнительного образования. В нынешнем году запущены 47 ИОТ-дисциплин для 3165 студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры, 239 человек прошли обучение по треку "Стартап в профессиональной деятельности" с присвоением дополнительной квалификации.
44 молодых человека защитили выпускные квалификационные работы в формате стартап-проекта.

Такой подход себя зарекомендовал: он позволяет внедрить в учебный процесс практическую составляющую и подготовить выпускников к реальности, к необходимости поиска инвестиций при разработке продуктов, которые будут востребованы современным рынком.

Понимание, как работать над стартапами, студенты получают в многочисленных проектах, которые реализуются вузом. Один из них - бесплатный акселератор "Космос для жизни", который получил федеральный грант. Эксперты помогают студентам сформировать команды и запускать собственные проекты в разных сферах - от искусственного интеллекта и виртуальной реальности до новых материалов. Более 50 инициатив по окончании акселератора будут поддержаны финансово.


поделиться: