Украшение села
Изучением прошлого села занимались бывший учитель истории Ольга Коновалова, еще один местный педагог Наталья Филатова, художественный руководитель ДК в соседней Тепловке, уроженка Ломовки Галина Моисеева, Николай Садчиков, Иван Павлов, ставшие авторами краеведческих книг, написанных на основе архивных документов и бесед со старожилами.
Эти места в Пестравском районе привлекали людей издавна. В начале восемнадцатого века этот край заселили переселенцы из Рязанской и Пензенской губерний – русские и мордва. Ломовка была основана в 1770 году по указу Екатерины II на торговом тракте, ведущем из Уральска в Сызрань.
Как утверждает Галина Моисеева, это было ремесленное село. Здесь жили сапожники, плотники, кузнецы, закройщики, швеи. В середине позапрошлого века в селе преобладало русское население - православные и старообрядцы.
Украшением села была деревянная церковь. Ее строительство было начато в 1840-м, а закончилось в 1843 году. Возведением храма занимались в основном сами жители села. А все инженерные вопросы решали приезжий архитектор Иван Коломин и настоятель строящейся церкви Андрей (Ивановский). Жители Ломовки и соседних сел, Тепловка и Мосты, привозили зимой на подводах, запряженных лошадьми и быками, стройматериалы. Везли их издалека, из костромских лесов.
Как свидетельствует Иван Павлов, храм был двухпрестольный. Первый престол был освящен во имя архистратига Михаила, второй – во имя Василия Великого.
Вокруг церкви росли кусты желтой акации. Внутри – иконы, потрясающие росписи на стенах и под куполом, позолота, свет, льющийся из высоких окон и паникадила.
При храме действовала церковно-приходская школа, построенная в 1885 году на средства жителей села. Она считалась одной из лучших в Николаевском уезде. Обучались здесь дети и православных родителей, и раскольников. Рядом были сад и огород. Здесь, на пришкольном участке, проходили занятия местных юных натуралистов.
Последний праздник
У старожила села Николая Корнеева надолго остался в памяти последний церковный праздник, который отметили в 1929 году. Крещение. День выдался морозным. Речка Теплая была скована льдом и укрыта снегом. Накануне ломовские мужики в речке, прямо напротив церкви, сделали прорубь в виде креста.
Священник отец Федор (Нотарев) освятил воду. Запел молитву "В Иордань". Тут же одного из смельчаков мужики обвязали под мышки кушаком и трижды окунули в прорубь. Как только вытащили, сразу же набросили на него тулуп и дали выпить стакан водки. После чего тот убежал домой, в тепло. То же произошло с другим пожелавшим окунуться в ледяную прорубь. Потом еще с одним. Все это происходило под звон колоколов. Кто-то при этом для пущей праздничности палил в небо из ружья, кто-то выпускал голубей.
Судьба колокола
Церковь закрыли в 1930-м. Тогда же, когда проводили раскулачивание, оставившее ни с чем самых сметливых и работящих жителей. Их дома отдали тем, кто раньше был гол как сокол. О той поре в селе сохранилась недобрая память. Наталья Филатова припомнила частушку, которую сочинил один из местных жителей, Григорий Садчиков:
Как Данилка коров пас,
Ничего он не припас.
А теперь, как все, гребет
И в чужой избе живет.
Батюшку тогда же, в тридцатом, выслали в Рыбинск. Потом он переехал в Куйбышев, там и умер. Несколько человек из Ломовки приехали на его похороны, чтобы проводить в последний путь.
В том же году снесли один из куполов. Огромный, самый большой в округе колокол, певший басом, спустили на веревках, а позднее приспособили к местной пожарной каланче. Но подавал он свой густой голос не только во время пожара, но и тогда, когда в село приходила любая другая беда. Или когда созывал жителей на сход, чтобы решить какой-нибудь важный вопрос. Дальнейшая судьба колокола неизвестна.
В церкви устроили клуб. А возле иконостаса на праздник 7 ноября выстраивали школьников, чтобы те пели пионерские песни. На танцах в бывшем храме играла разудалая гармошка.
А верующие, чтобы помолиться, ездили или ходили пешком за двадцать километров в село Высокое, что за Пестравкой. Там в то время действовал единственный в округе храм.
Рухнувший купол
В Ломовке церковное убранство жители поначалу не трогали, но потом стали потихоньку растаскивать по своим домам – иконы, духовные книги, покрашенные обшивочные доски. А часть обшивки пошла на постройку Дома культуры в Пестравке.
Клуб вскоре переехал в другое место, а церковное здание стали использовать как зернохранилище. Так было до начала шестидесятых годов прошлого века. А потом бывший храм стал бесхозным.
- Когда я училась в школе, ни окон, ни дверей уже не было. Но один из куполов был еще цел, - вспоминает Наталья Филатова. – Мы с ребятами часто забегали внутрь и любовались росписями наверху. А на стенах они к тому времени уже не сохранились.
Как сказала Галина Моисеева, купол рухнул на рубеже столетий, в 2000 году:
- В этот момент раздался сильный грохот. Все сельчане в ужасе выбежали на улицу.
Птицы, кружащие над развалинами
Вместе с Галиной Моисеевой едем на машине к храму. Ведет к нему улица, которая раньше называлась Поповской. А теперь она Фестивальная, хотя никаких масштабных праздников в селе давно уже не проходит. По еле угадывающейся запорошенной тропинке направляемся к полуразрушенному зданию.
Время изуродовало облик храма. И такое ощущение, что характер – тоже. Мрачно он глядит на нас проемами окон и перекрытий. Раньше здесь, на церковной колокольне, гнездились грачи и голуби. Еще не так давно ребятишки и взрослые поднимались по уцелевшим скобам на верхотуру, чтобы полюбоваться степными далями. Теперь это опасно.
Уже давно нет колокольни, а птицы, как говорят местные жители, все кружат по весне над развалинами храма, словно без него им тоскливо. Буйно разросшиеся кусты и деревья подступили к нему вплотную и уже проникли внутрь территории бывшего храма.
Полов здесь нет уже несколько лет. Видимо, растащили доски. И лишь мощные деревянные стены, похожие на крепостные, свидетельствуют о былом величии храма.
Обретенная святыня
Напоминают о нем и церковные иконы, которые до сих пор хранятся в некоторых домах местных жителей.
Рядом с храмом – дом бабушки Натальи, которая недавно умерла. Говорят, она была самой набожной в Ломовке. После ее смерти в подвале дома нашли много икон, которые раньше украшали сельскую церковь. Как предполагают местные жители, эти святыни затем были переданы в другие храмы нашей губернии.
Галина Моисеева вспомнила еще об одной недавно обретенной иконе – медной чеканке. Та долгое время хранилась у другой сельской бабушки.
- Это триптих. К центральной части с изображением Божьей матери и младенца примыкают две литые створки, - рассказала Галина Моисеева.
Обретенную икону передали в один из недавно возведенных самарских храмов.
Мысль о восстановлении церкви в Ломовке не покидала старожилов долгие годы. Так, в свое время писал об этом в разные инстанции Иван Садчиков, собравший богатый архивный материал о храме. Не удалось его восстановить, и вряд ли уже получится. Да и сама жизнь в селе после того, как закрыли здесь школу, потихоньку угасает…