Из-за введенных в октябре прошлого года коронавирусных ограничений фестиваль продлился почти весь сезон. Осенью успели показать балет "Баядерка" с приглашенными солистами и премьеру программы "Эпоха Чернышева". В феврале представили "Жизель", в апреле - "Время Долгушина". Закрылся фестиваль вновь вечером, посвященным Игорю Чернышеву, на который приехала дочь хореографа.
- Самара, а для меня это Куйбышев, - город моего детства, - рассказала Ульяна Чернышева. - Я счастлива, что меня пригласили. Город я знаю не так уж хорошо. Моим миром здесь был театр оперы и балета. Валентина Пономаренко, Ольга Гимадеева, Юрий Проскуряков, Зиновьевы - я росла среди артистов, они нянчили меня, пока родители были на репетициях и спектаклях. Помню, как папа не спал ночами, сочинял балеты, как мама репетировала, как они спорили. Мои родители всегда все делали на сто процентов. Мама, Инесса Румянцева-Чернышева все годы, которые папа посвятил самарскому театру, была его музой, танцевала сольные партии. Я тоже пошла по семейным стопам.
Мой дедушка пел в Малом театре оперы и балета (сейчас Михайловский), был первым исполнителем партии Григория Мелехова в "Тихом Доне". Я работаю в оперной труппе Детского музыкального театра имени Наталии Сац.
Как рассказал худрук самарского балета, постановщик вечера Юрий Бурлака, предоставленные Ульяной Чернышевой архивные материалы помогли восстановить хореографию ее отца и подготовить программу.
- Игорь Александрович Чернышев - знаковая фигура, - отметил Бурлака. - Почти 20 лет он был главным балетмейстером самарского театра. Это один из выдающихся хореографов ХХ века. Мы с основателем нашего фестиваля Светланой Петровной Хумарьян придумали такой оммаж тем хореографам, которые работали на этой сцене в разные годы. У нас был, например, вечер, посвященный Никите Александровичу Долгушину. Сейчас повторяем программу, посвященную одной из главных фигур в истории самарского балета - Игорю Чернышеву.
Юрий Бурлака восстановил сцены из авторских произведений хореографа. В первом отделении показали сюиту из балета 1980 года "Гусарская баллада" на музыку Тихона Хренникова.
Во втором - номера и сцены из авторских балетов Чернышева, поставленных в нашем городе. Среди них - "Золушка" (1994), "Спартак" (1984), "Маленький принц" (1990), "Поэма двух сердец" (1983), "Клеопатра" (1978), "Щелкунчик" (1978).
Программа включала также отрывки из интервью с хореографом. В одном из них он рассказывал о своей необычной трактовке "Щелкунчика". В адажио, написанном Чайковским, Чернышев слышал трагедию, сравнимую с финалом первого действия оперы "Пиковая дама", а вовсе не праздничную лирическую музыку.
Игорь Чернышев возглавлял балетную труппу Куйбышевского (Самарского) театра оперы и балета в 1976-1995 годы. За это время он создал авторский театр, ставил не только балеты, но и оперетты, оперы ("Пиковую даму" и "Аиду"). Юрий Бурлака познакомился с Чернышевым позже в Москве.
- Это было в период его службы в Большом театре, - вспоминает худрук. - Он переносил свои старые спектакли, и я с ним столкнулся во время работы над балетом "Ромео и Юлия". Это очень известный спектакль, поставленный когда-то с солистами Кировского (Мариинского) театра Ириной Колпаковой и Михаилом Барышниковым. Чернышев возобновлял его спустя долгие годы, делал новую авторскую редакцию в Москве. К сожалению, наша встреча была короткой. Но настолько эта хореография запала мне в душу, что надеюсь, в репертуаре самарского театра появится спектакль Игоря Чернышева.