sovainfo.ru

Каргопольский конь добрался до Самары: гончары Ростислав и Ольга Долбины дали мастер-класс

20 января самарские мастера провели занятие в выставочном зале регионального отделения Союза художников России. Они обучали желающих искусству создания из глины традиционной каргопольской игрушки – коня.


Ремесло после Покрова

Давать уроки гончарного ремесла для Ростислава и Ольги Долбиных не в новинку. В Самаре мастера организовали керамическую студию "РОД". Ее эмблемой стал каргопольский конь. В студии детей и взрослых учат лепить фигурки из глины и рукодельничать – шить куклы-обереги, расписывать деревянные поделки. Эта студия напоминает музей. Повсюду - керамические игрушки, куклы-травницы, источающие луговые ароматы, глиняные горшочки. Помимо этого в Крутых Ключах Долбины открыли еще и художественную студию "Тюбик", где также могут заниматься и взрослые, и дети.

Самарские мастера во многом продолжают традиции каргопольских гончаров.
Каргополь – древний город в Архангельской области. Здесь и поныне живы традиции народных ремесел. До сих пор этнографы ездят в каргопольские села, чтобы увидеть фасады домов, причудливо расписанных местными мастерами.

С давних времен жители этого края занимались гончарным ремеслом. Большей частью делали глиняную посуду - горшки, миски, кринки. Глину мастера добывали сами, хотя в северных районах сделать это было довольно сложно.

- Заниматься гончарным промыслом начинали в середине октября, после Покрова, - рассказывает Ольга. - Отгуляв свадьбы и крестины, сидели по избам. И вплоть до посевной мужики гончарили.

Ростислав добавляет:

- Обжиг проходил весной. Для этого выбирали большую печь в одном из домов. Ее топили дровами всей деревней. Процесс этот был долгим. Обжиг мог продолжаться целую неделю. Ведь каждый приносил не три-четыре горшка, а столько, сколько в телегу могло уместиться.

- Каргопольские игрушки лепили из оставшихся кусков глины женщины и детишки, - продолжает свой рассказ Ольга Долбина. - Долгими зимами, когда вокруг только снег, душа просит красоты. Вот и создавали ее. Так было не только в каргопольском крае. В селе Чернышено Орловской губернии девочки лепили глиняные игрушки с семи лет. Их отцы продавали эти изделия на ярмарках, а деньги откладывали на приданое дочкам. Каргопольская игрушка известна с тринадцатого века. Но расцвет этого искусства пришелся на девятнадцатое столетие. Были эти игрушки довольно простыми. В отличие от дымковских их делали из единого куска глины. Изначально их не расписывали, а обваривали раствором клейстера из ржаной или овсяной муки с добавлением молока. И только к концу девятнадцатого – началу двадцатого века игрушки начали расписывать темперными или акриловыми красками. Возрождение этого искусства пришлось на тридцатые годы прошлого века. После войны была создана артель "Беломорские узоры". И в это время каргопольские игрушки приобрели яркую окраску. К сожалению, в наши дни об этих игрушках знают гораздо меньше, чем, например, о дымковских. Поэтому мы считаем своим долгом восполнить этот пробел.

Добрый богатырь Полкан

Часто эти игрушки служили оберегом. Создавая их, мастера иногда разговаривали с ними, придумывали для них разные истории. По своему характеру и сдержанной внутренней силе они близки языческой культуре.

Эти игрушки отражали деревенский быт, иногда словно бы становились персонажами сказок, а порою воплощались в образы животных, имевших человеческие черты и привычки. Так, каргопольский игрушечный медведь мог играть на гармошке или работать в кузнице, а козел - ехать в санях.

Одним из самых популярных персонажей был Полкан, этакий славянский кентавр. Полуконь-получеловек с окладистой бородой. Изначально, правда, у него были черты не коня, а пса. Это фантастическое существо пришло из народных легенд и преданий. Полкан – символ наделенного несокрушимой силой, доброго богатыря, защитника людей от зла.

Еще один символический образ, создававшийся каргопольскими мастерами, - глиняная фигурка двух коней, соединенных воедино, - Тяни-Толкай. Одна половина фигурки — белая, другая — черная. Игрушка олицетворяет единство противоположностей: света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти, радости и горя. А всадник на Тяни-Толкае — символ постоянной борьбы между светлой и темной сторонами человеческой души.
Оба этих традиционных образа – Полкана и Тяни-Толкая - создаются и самарскими мастерами.

Метаморфозы колобка

Каргопольские игрушки лепят, как правило, из красной глины. Ее следует смешать с водой и замесить, словно тесто. Иногда ее пропускают через сито и дают подсохнуть, чтобы лишняя влага испарилась. Полученный материал тщательно мнут и перемешивают, получается однородная глиняная масса. Главный инструмент при лепке - руки гончара.

Самарцы, пришедшие в выставочный зал, создавали каргопольского коня вместе с Ростиславом Долбиным. Из глиняного колобка сначала получалось нечто, напоминающее по форме сардельку, потом – гриб, затем - яблочный огрызок. Спустя некоторое время кусок глины, наконец, приобретал очертания коня.

Каждый из участников мастер-класса взял себе на память изготовленную собственными руками глиняную каргопольскую игрушку. Правда, заняться ее обжигом возможности не было. Готовую игрушку сушат в течение нескольких дней, а уж потом обжигают в печи. Температура обжига доходит до 900 градусов по Цельсию.

Образовавшиеся трещины заполняют мелким шамотным песком, смешанным с клеем ПВА. А грунтуют игрушку белым акрилом с помощью широкой мягкой кисти.

Расписывают игрушку акрилом, гуашью с добавлением клея ПВА. А Долбины предпочитают темперные краски, которые придают работам особую яркость и праздничность.

Образы самарских мещан

Мастера создают керамические игрушки не только в каргопольской, но и в филимоновской, чернышенской и других народных традициях. Есть у Долбиных и произведения, созданные в авторской манере. Некоторые из них можно увидеть на выставке в региональном отделении Союза художников. Это, например, выразительные керамические фигурки персонажей мещанской Самары. Есть здесь и сюжетные композиции, рассказывающие об этом сословии.

- Прежде чем взяться за эту работу, - рассказывает Ольга Долбина, - мы выяснили у самарских историков, какие наряды носили мещане в нашем городе, какого цвета была одежда. В композиции "Благословение" платье невесты - розовое, а пиджак жениха – синий. Здесь можно увидеть и модные в начале прошлого века блузы, и детские матроски. В композиции "Чаепитие" на столике лежит маленькая книжка, которую обсуждают персонажи. Вначале мы хотели пошутить и подложить им книгу Маркса. Но потом передумали и включили в композицию издание романа Тургенева "Отцы и дети".

Здесь же, на выставке, можно увидеть другие творения Долбиных. Коллекцию керамических тарелок с портретами людей, живших в XIX - начале XX века. И изображения архитектурных достопримечательностей старой Самары...


поделиться: