sovainfo.ru

Как самарский конструктор спас космонавтов и что делал сызранец на МКС целый год

"Волжская коммуна" продолжает проект, посвященный 60-летию со дня полета в космос Юрия Гагарина. Мы рассказываем о событиях и людях, связанных с ролью Самарской области в освоении космического пространства.

15 сентября 1989 года.

Космическая биолаборатория

Фото: Юлия Рубцова

Жаконя и Забияка - так звали макак-резусов, которые полетели в этот день на орбиту Земли с космодрома Плесецк на корабле "Бион-9". Они установили рекорд среди обезьян-космонавтов, проведя за пределами планеты почти 14 дней. Биоспутник и ракету-носитель "Союз-У", отправившую его к цели, разработали и изготовили в Куйбышеве, в нынешнем РКЦ "Прогресс".

Раньше человека на орбиту отправились собаки. Белка и Стрелка стартовали 19 августа 1960 года. За 25 часов они 17 раз облетели вокруг Земли.

После того как люди начали регулярно летать в космос, все еще оставалась необходимость в проведении медико-биологических исследованиях на других живых организмах в условиях невесомости. В конструкторском бюро под руководством Дмитрия Козлова занялись разработкой космических аппаратов серии "Бион" на базе разведывательного спутника "Зенит-2М".

Первый биоспутник был запущен 31 октября 1973 года. С тех пор на орбиту отправляли птиц (перепелов), крыс, мышей, черепах, аквариумных рыбок, насекомых, пресмыкающихся, зародышевые клетки и эмбрионы, микроорганизмы, семена растений.

В начале 1980-х годов перед бюро поставили задачу модернизировать космический аппарат для полетов макак-резусов. Ее успешно выполнили: до 1996 года запустили шесть экипажей обезьян, которых окрестили куйбышевским отрядом космонавтов. Аппаратура, установленная на спутнике, позволяла получать информацию о воздействии невесомости на сердечно-сосудистую и центральную нервную системы приматов.

Вклад таких особых космонавтов в мировую науку оказался значительным. "Бион" стал международной биологической лабораторией в космосе. Совместные исследования ученых России, стран Европы и США продолжились в апреле 2013 года во время полета "Биона-М" № 1. Следующий запуск самарского биоспутника запланирован на 2023 год.

24-25 сентября 2010 года.

Вершины Корниенко 

Фото: ГК "Роскосмос"

Впервые от Международной космической станции не смог в назначенное время отстыковаться космический корабль "Союз ТМА-18". В составе экипажа, возвращавшегося на Землю, был уроженец Сызрани Михаил Корниенко.

Посадка планировалась на утро 24 сентября. К тому времени российские космонавты Михаил Корниенко, Сергей Скворцов и астронавт НАСА Трейси Колдвелл-Дайсон уже облачились в скафандры и перешли в спускаемый аппарат. Неожиданно в систему бортового компьютера стал поступать сигнал об отсутствии герметичности стыка люков корабля и станции.

Пришлось вернуться и снять скафандры (в условиях невесомости это весьма трудоемкая задача). Позже выяснилось, что неисправность носила чисто механический характер: датчик сработал самопроизвольно. И все же посадку перенесли на сутки. После двух бессонных ночей экипаж вновь приготовился к спуску. Приземление прошло успешно.

Это была первая экспедиция сызранца в космос. Длилась она более 176 суток. Корниенко принимал участие в проведении множества научных экспериментов и исследований, стыковке прибывавших к станции кораблей, выполнил выход в открытый космос продолжительностью 6 часов
43 минуты.

В 2011 году нашему земляку присвоили звание Героя России. В 2015-м он вновь полетел на МКС. Причем опять впервые в истории станции Корниенко пробыл на ее борту почти год (340 суток). Главной задачей сызранца и его американского коллеги Скотта Келли (на фото слева) было исследование реакции организма человека на длительное пребывание в космосе. Для этого использовали новейшие методики адаптации к будущим полетам человека на Луну, Марс и астероиды. Корниенко также работал по российской научной программе, выходил за борт станции с космонавтом Геннадием Падалкой на 5 часов
34 минуты.

После реабилитации Корниенко продолжил работу в Центре подготовки космонавтов и вернулся к своему увлечению альпинизмом. Еще в августе 2007 года он совершил восхождение на Килиманджаро. В 2018-м покорил сразу две вершины - Арарат, куда доставил флаг Сызрани, и Монблан. В 2020-м поднялся на гору Аконкагуа в Аргентине. Нынешним летом отправился на самый высокий вулкан Охос-дель-Саладо в Южной Америке, но впервые не дошел до конца. Однако не расстроился и решил взять высоту в следующий раз.

Появилось у Корниенко еще одно любимое дело - он получил лицензии на управление вертолетом R-44 и одномоторным самолетом. Теперь он вновь летает и шутит, что может справиться с тремя летательными аппаратами, в число которых входит космический корабль "Союз ТМА".

26 сентября 1983 года.

Спасение космонавтов

Фото: ГК "Роскосмос"

Космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов должны были стартовать с Байконура на корабле "Союз-Т" к орбитальной станции "Салют-7", но едва не погибли от взрыва ракеты-носителя. Мгновенная реакция нашего легендарного конструктора Александра Солдатенкова и "стреляющего" генерала Алексея Шумилина сохранила им жизнь.

Тот день Александр Солдатенков вспоминал не раз. Вместе с Алексеем Шумилиным они заняли места у перископов в командном бункере. За одну минуту 48 секунд до запуска заметили языки пламени на ракете. Решение надо было принимать мгновенно, причем обоим одновременно произнести кодовое слово (в тот раз "Днестр"). Только после этого прошла команда на включение системы аварийного спасения, которая увела головной блок с космонавтами от ракеты, взорвавшейся в следующее мгновение. Спускаемый аппарат с Владимиром Титовым и Геннадием Стрекаловым благополучно приземлился в нескольких километрах от старта. За спасение экипажа Солдатенкову и Шумилину присвоили звание Героев Социалистического Труда.

Самарскому конструктору, который являлся техническим руководителем стартов, не раз приходилось принимать ответственные решения. Александр Михайлович запустил в космос более 300 космонавтов. И все они считали, что если Солдатенков на космодроме, то все будет нормально.

Причиной же ЧП, произошедшего в сентябре 1983 года, стало возгорание одного из элементов системы подачи топлива. Тот взрыв ракеты-носителя на стартовом столе стал единственным прецедентом в истории отечественной пилотируемой космонавтики.


поделиться: