sovainfo.ru

Как рождаются фантасмагории: в Самаре прошла встреча с народным художником России Дмитрием Санджиевым

Завершающаяся 28 января в "Новом пространстве" выставка живописи и графики одного из ведущих отечественных мастеров "Прозрения" (12+) привлекла к себе многих любителей искусства. Представленные Дмитрием Санджиевым произведения были полны загадок и фантасмагорий. В один из выставочных дней самарцам представилась счастливая возможность услышать размышления самого художника о творчестве.

Как рождаются фантасмагории: в Самаре прошла встреча с народным художником России Дмитрием Санджиевым Фото: Юлия Рубцова

"Герой Калмыкии"

То, что на одном из заседаний Академии художеств мне вручили орден "Герой Калмыкии", для меня удивительно. Да, у меня отец калмык, но мама русская. Много лет я жил в Сибири, а в Калмыкии – всего два года.

Очень важный этап моей жизни – занятия в творческой мастерской Академии художеств в начале восьмидесятых. Моим учителем был выдающийся художник-график Орест Верейский. Рисую я все время, еще с армейских времен. Отдыхать не умею.

О "Мастере и Маргарите"

Я много занимался иллюстрированием книг. На выставке есть работы к "Мастеру и Маргарите". Сделаны они в технике станковой графики. Мне повезло, в моем распоряжении оказались самые большие литографские камни, которые только были на творческой даче "Челюскинская". Правильно было бы назвать эти работы фантазиями на темы романа Булгакова. Например, "Вечная Аннушка". Она летает над Москвой, как судьба, и разливает масло. Кто-то плохой – поскользнется, а кто-то голодный получит масло на хлеб. То есть здесь двойной смысл. А, допустим, "Новая Наташа", она летит на Николае Ивановиче, который в борова превратился. Моя героиня летит на борове и разговаривает по мобильному телефону. Это современная Наташа. "Воланд" у меня со всем окружением: Гелла на одном плече, Азазелло на другом, Бегемот и Коровьев внизу. Он сам в цилиндре.

Трещины на левкасе

В живописи я работаю в сложной технике. Пишу не только по холсту, но и на деревянных досках, которые покрываю левкасом, как это делали иконописцы. Раньше иконы всегда писали на идеально гладкой поверхности. Ее предварительно шлифовали.

Я же постоянно импровизирую и специально оставляю на поверхности трещины. Мне удалось найти способ делать кракелюрный, рельефный левкас. Таким образом, полотно картины представляется зрителю древним свитком, помещённым в сверкающий стеклом и лаком кокон.

"Океан желаний"

Раньше я вставлял в свои живописные работы обыкновенные стекляшки. Например, в картины из триптиха "Океан желаний". Теперь некоторые из работ декорированы драгоценными и полудрагоценными камнями.

С чего это началось? Один олигарх, увидев мои картины, пригласил меня к себе и предложил оформить их натуральными драгоценностями. После чего высыпал на стол из кожаного мешочка крупные рубины. Оказалось, что они очень дорогие, поэтому я решил работать с камнями помельче. Конечно, это было рискованно. Но, как потом мне сказали знатоки, я интуитивно угадал, как работать с этими камушками – вставлял их куда надо. Олигарх хотел, чтобы я сделал тысячу таких работ. Конечно, это было нереально. Но несколько десятков создать удалось. Он купил одну картину, и денег хватило на ремонт моей мастерской.

Раньше я хотел быть археологом и найти что-нибудь серьезное. Мне кажется, это желание я осуществил в живописи. Сам создаю стилизованные под старину вещи, которые могли бы быть интересны мне и другим людям. Сусальное золото, драгоценные и полудрагоценные камни на моих картинах – это напоминание о загадочных артефактах из древних сокровищниц величайших цивилизаций.

Космические фантазии

У меня есть работа "Колыбель Вселенной". Я часто думаю о том, сколько в космосе ярких солнц, летящих в бесконечность. Человек не может этого постичь. Вернадский писал о том, что ноосфера – как одеяло, укрывающее Землю. И эта ноосфера хранит в себе все великие изобретения и мысли. У меня тоже есть такое ощущение. Что такое вдохновение? Это как антенна, по которой идет информация сверху, из Космоса. Это нельзя объяснить, можно только почувствовать.

Я часто переключаюсь с одной работы на другую. В голове всегда множество проектов. У меня три с половиной тысячи эскизов, большинство из которых я, видимо, уже не успею превратить в готовые работы. Удивляюсь тем художникам, своим коллегам, которые долго думают о композиции. Месяц проходит, год проходит, а они все думают. Я же просто выбираю из тех фантазий, которые когда-то воплотились в эскизы. Вот, например, картина "Реинкарнация "Битлз". Я представил себе, какой была бы ливерпульская четверка в предыдущих жизнях, если принять во внимание учение буддизма о реинкарнации.

С 2004 года я работаю над циклом "Мифы планеты". Многие картины – вариации на темы верований разных времен и народов.

Но есть в них и мое собственное мифотворчество. Например, картина "Птица ночи", где она вот-вот перекроет светило. Или "Врата Солнца", где оно опускается в море, на него пытаются наброситься рыбы, а птицы отгоняют их...


поделиться: